Доктор Живаго / Doctor Zhivago / Il dottor Zivago (1965)

Ветрова Татьяна. Джеральдина Чаплин – Загадочный аромат чувственности // Экран. – 1996, № 2. – С. 46.

ДЖЕРАЛДИНА ЧАПЛИН – ЗАГАДОЧНЫЙ АРОМАТ ЧУВСТВЕННОСТИ

Ее путь был предопределен с рождения. Стершая дочь великого Чарли Чаплина и Уны О’Нил ощущало актерство в крови и поначалу мечтала стать балериной. В семнадцать лет Джералдина поступила в Королевскую балетную школу Лондона и, проучившись два года, танцевала в «Золушке» но сцене Парижской оперы. Здесь-то ее и заметил Жак Дерей и пригласил сыграть в фильме «Прекрасным летним утром» (1964). Ее партнером в этом фильме был кумир публики Бельмондо.

Так началась кинокарьера Джералдины Чаплин, хотя съемки были ей не в новинку: у нее были крошечные, но все же роли в фильмах отца «Огни рампы» и «Графиня из Гонконга». Но настоящая известность пришла после шумного успеха «Доктора Живаго» (1965) английского режиссера Дэвида Лина. Джералдина Чаплин предстала на экране грациозной и обворожительной женщиной, но все-таки своего стиля, своего «ключа» к роли она здесь еще не нашло и потому осталась в тени своих партнеров Омара Шарифа и Джули Кристи.

Ее незаурядные природные данные, талант и оригинальность раскроются позднее…

За своеобразной ее внешностью с нервным, подвижным лицом скрывалось многозначность, непредсказуемость, загадочный аромат чувственности, что, собственного говоря, и сделало ее звездой.

Подобной актрисе необходим свой режиссер, свой творец. Джералдине Чаплин повезло – такой режиссер встретился на ее пути – это был Карлос Саура, чье имя в конце 60-х отождествлялось с новым испанским кино, о в последующие годы прославилось во всем мире. Творческий и семейный союз с Карлосом Саурой, длившийся двенадцать лет (с 1967 по 1979 г.), ознаменовал счастливую полосу в жизни актрисы. Казалось, она была создана для фильмов Сауры, исполненных поэтичности, зыбкой двойственности, символики, гонкой иронии и гротеска.

Джералдина сыграла главные роли почти во всех его лентах и всегда было не только послушной исполнительницей, но и соавтором, иногда даже принимая участие в создании сценария. Их первая совместная робота «Пепперминт фраппе» («Замороженная мятная лепешка», 1968) завоевала «Серебряного медведя» на кинофестивале в Западном Берлине. В этой картине, где переплеталось реальное и воображаемое, Джералдина Чаплин сыграло сразу две женские роли, контрастные по характеру. Подобные двойные образы-отражения она затем создало и в других фильмах Сауры: «Выкорми ворона» (1975) и «С завязанными глазами» (1978).

Богатая палитра актерского дарования Джералдины Чаплин – от нежности с оттенком страдания («Элиза, жизнь моя», 1976, до яркого лицедейство и фарсовости («Логово», 1969, «Маме исполняется сто лет», 1979) – органично вписалась в стилистику и в художественный мир К. Сауры.

Подпав с детства под влияние европейской культуры (Джералдина росла и училась в Швейцарии) и свободно владея несколькими языками, она много снималась в разных странах: во Франции, Великобритании, Германии. Играла в фильмах таких разных режиссеров, как Ален Рене («Жизнь – роман»), Клод Лелуш («Одни и другие»), Ричард Лестер (цикл фильмов о приключениях мушкетеров, где актриса исполняло роль Анны Австрийской). Прекрасно предстала Джералдина Чаплин в картине Мигеля Литтина «Вдова Монтьель» по рассказу Габриэля Гарсиа Маркеса. Атмосфера прозы и соответственно фильма, где все происходящее скользит на грани реального и ирреального, было близка актрисе, точно уловившей суть образа.

За плечами Джералдины семьдесят картин, много работ и на телевидении, но самые удачные ее роли сыграны в так называемом авторском кино. Чисто жанровое кино – не ее стихия, здесь она лишь профессиональная актриса и не более того. Из числа таких лент в нашем прокате промелькнул как-то детектив с ее участием «Зеркало треснуло»…

В американском кино у актрисы тоже «свои» режиссеры. Это Алан Рудолф (самый громкий успех принесла ей роль одержимой местью женщины в фильме «Помни имя мое», 1978). И Роберт Олтман, раскрывший в Джералдине унаследованное от отца комедийное дарование. В его лентах 70-х годов «Нэшвилл», «Буффало Бил и индейцы», «Свадьба» актриса несколькими штрихами набрасывает острый пластический рисунок роли, оттеняя гротескный, чуть абсурдный киностиль самого постановщика.

Когда Ричард Аттенборо задумал фильм о Чарли Чаплине, то предложил Джералдине роль… собственной бабушки, то есть матери прославленного комика. Ее участие в этой кинобиографии Чарли Чаплина (роль которого исполнил Роберт Дауни младший) придало фильму иллюзию достоверности, о сама она была счастлива, что ей удалось сделать что-то в память о любимом отце.

Татьяна ВЕТРОВА

48

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+