Дом духов / The House of the Spirits (1993)

Дом духов / The House of the Spirits (1993): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Дом духов» / «A Casa dos Espíritos» (Португалия) / «Das Geisterhaus» (ФРГ) / «Åndernes hus» (Дания) / «La maison aux esprits» (Франция).

Португалия, ФРГ, Дания, США, Франция.

Продолжительность 140 минут.

Режиссёр Билле Аугуст.

Автор сценария Билле Аугуст по роману Исабель Альенде.

Композитор Ханс Циммер.

Оператор Йорген Перссон.

Жанр: драма, мелодрама

Краткое содержание
Эстебан Труэба (Джереми Айронс), разбогатевший на золотых приисках, узнаёт о скоропостижной кончине своей невесты Розы дель Валле (Тери Поло). Он приобретает асьенду «Лас Трес Мариас», которая под чутким руководством нового собственника вскоре становится процветающим хозяйством. Эстебан делает предложение руки и сердца Кларе (Мерил Стрип), младшей сестре Розы, обладающей даром ясновидения и телекинеза и вообще являющейся незаурядной личностью. А тем временем жизнь не стоит на месте: порядок, казавшийся незыблемым таким влиятельным консерваторам, как сеньор Труэба, трещит по всем швам под натиском новых, прогрессивных идей, овладевающих массами.

Также в ролях: Гленн Клоуз (Ферула), Вайнона Райдер (Бланка), Антонио Бандерас (Педро), Мария Кончито Алонсо (Трансито), Винсент Галло (Эстебан Труэба), Жоакин Мартинес (Панча), Мириам Колон (Нана), Грейс Гаммер (юная Клара), Армин Мюллер-Шталь (Северо), Ванесса Редгрейв (Нивея), Ян Никлас (Сатиньи), Хайме Тирелли (Оливер), Карлос Сезар (водитель посла).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 25.01.2019

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Дом духов / The House of the Spirits (1993): кадр из фильма
Фамильная идиллия

Трудно забыть то неизгладимое впечатление, какое произвёл при первом просмотре «Дом духов», который мне тогда показался вершинным достижением Билле Аугуста – лучше, чем «Пелле-завоеватель» /1987/ и «Благие намерения» /1992/. В значительной степени именно под впечатлением фильма я много лет спустя прочитал одноимённый роман Исабель Альенде, племянницы Сальвадора, взятый датским режиссёром-сценаристом за основу. Между прочим, стало понятно, почему именитая писательница так долго отказывалась продавать права на киноадаптацию своего детища, изменив решение лишь после того, как ознакомилась с упомянутой экранизацией прозы Мартина Андерсена-Нексё. Но сделалось очевидным и другое. Несмотря на усилия авторов, картина предлагает не то чтобы упрощённую, а, скорее, укороченную версию щедрой на драмы хроники одной состоятельной и влиятельной фамилии, оказавшейся неразрывно связанной с событиями большой истории – истории маленького государства, однажды приковавшего к себе взоры всего мира. Всё же такие произведения заслуживают предельно скрупулёзного пересказа на языке кинематографа – в формате телесериала (хотя бы мини-сериала) или киноцикла, подобного, скажем, трилогии Питера Джексона по «Властелину колец» Джона Рональда Руэла Толкина.

Дом духов / The House of the Spirits (1993): кадр из фильма
Уникальная Клара

Учитывая изложенное выше, уже не станешь удивляться тому, что какие-то герои отсутствуют, некоторые – оказались «собирательными», соединив черты нескольких действующих лиц. В первую очередь это относится к Бланке и Педро1, которым пришлось пережить ещё и лишения Альбы (в книге – её младшей сестры) и самоотверженного революционера Мигеля. Тем не менее нельзя не отдать должного Аугусту, постаравшемуся в заведомо стеснённых обстоятельствах передать суть литературного первоисточника – не упустить то поразительное сочетание психологических, социальных, политических и… сверхъестественных элементов, что вообще отличало шедевры «магического реализма». Когда престарелый сенатор Эстебан, надеющийся узнать о судьбе арестованной дочери, получает аудиенцию у представителя хунты и возмущается отсутствием уважения к тому, кто обеспечил поставки оружия и поддержку ЦРУ, это в общем-то исчерпывающе раскрывает подоплёку кровавого переворота. К тому же, наглый офицер прямо заявляет просителю, что, хотя экономика по-прежнему находится под контролем крупных землевладельцев и капиталистов, узурпировавшие власть военные не станут ни с кем церемониться. Парламент распущен, льготы и привилегии депутатов аннулированы, любые проявления инакомыслия будут жёстко – методами государственного террора – подавляться. Игры в демократию закончились!

Дом духов / The House of the Spirits (1993): кадр из фильма
Брак не без проблем

Внушительный (по меркам Старого Света) производственный бюджет в размере $40 млн., обеспеченный прежде всего стараниями немецкого продюсера Бернда Айхингера, позволил постановщику не экономить не только на натуре, декорациях, массовке. Решающим стало приглашение «звёзд» мирового уровня, причём Джереми Айронз помимо того, что демонстрирует, как всегда, мастерство перевоплощения, ещё и заставляет вспомнить о прежних опытах сотрудничества с выдающимися голливудскими актрисами: Мерил Стрип и Гленн Клоуз. Труднейшая задача лежала именно на исполнителях, блестяще выразивших внутреннюю эволюцию своих мятежных персонажей, чьи представления о жизни неуклонно меняются под влиянием внешних факторов. Отдельный человек, каких бы материальных успехов ни добился, какое бы видное место в правящем классе ни занял и, к слову, какими бы выдающимися личностными качествами ни обладал (вплоть до паранормальных способностей), остаётся частью чего-то большего. «Чего-то большего» – означает как общество во всей сложности протекающих процессов, так и мир духов, незримо присутствующих среди живых, оберегая, наставляя смертных или же, напротив, принуждая их расплачиваться за совершённые роковые ошибки. Есть вещи, которые мы в состоянии изменить – и которые случаются помимо воли индивидов… В финальном монологе Бланки, чудом выдержавшей пытки и унижения, не выдав возлюбленного, говорится не просто о прощении. Отказ от ненависти и желания мстить (не путать с уклонением от борьбы с несправедливостью и социальным злом, в том числе – от борьбы вооружённой) является самым мудрым и благородным поступком личности, понимающей ответственность за грядущее. Картина, как известно, слабо прошла в прокате США и Канады, собрав всего $6,3 млн., зато заслужила тёплый приём в Европе, прежде всего – в ФРГ, где заняла восьмое место по итогам сезона, сумев завлечь в кинотеатры 3,8 млн. человек.

.

__________
1 – Между прочим, испанец Антонио Бандерас ещё не раз вернётся к латиноамериканской тематике.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Карцева Елена. Возвращение призраков // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 25. – С. 30-31.
Бегущие с волками // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 25. – С. 32-36.
Эшпай В. Американская видеоколлекция // Видео-Асс SUNRISE. – 1994, № 01. – С. 44-46.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+