Дорога / La strada (1954)

Дорога / La strada (1954): постерПолнометражный фильм (премия «Оскар», «Серебряный лев» Венецианского кинофестифаля).

Другие названия: «Они бродили по дорогам» (СССР: кинопрокат), / «Дорога» / «The Road» (международное англоязычное название).

Италия.

Продолжительность 108 минут.

Режиссёр Федерико Феллини.

Авторы сценария Федерико Феллини и Туллио Пинелли (номинация на «Оскар») при участии Эннио Флаяно, по сюжету Федерико Феллини и Туллио Пинелли.

Композитор Нино Рота.

Операторы Отелло Мартелли, Карло Карлини.

Жанр: драма

Краткое содержание
Дзампано (Энтони Куинн) путешествует по городам и весям Италии, устраивая представления везде, где собирается достаточно людей, чтобы заплатить за зрелище, предлагаемое вниманию почтенной публики. Сам он демонстрирует недюжинную физическую силу, разрывая крепкие цепи, Матто, то есть «Безумец» (Ричард Бейсхарт), является прирождённым жонглёром и канатоходцем, а юная Джельсомино (Джульетта Мазина) выступает в качестве клоуна, разыгрывая смешные сценки. Но так ли всё хорошо в существовании бродячих артистов? И куда в конечном итоге заведёт их дорога?..

Также в ролях: Альдо Сильвана (Джираффа), Марчелла Ровере (вдова), Ливиа Вентурини (монахиня), в эпизодах (все – без указания в титрах) Пьетро Чеччарелли (бармен), Джованна Галли (проститутка), Ями Камадева (проститутка), Марио Пассанте (официант), Анна МПримула (мать Джельсомины), Гоффредо Унгер (человек, сдерживающий Джампано), Наззарено Дзамперла (человек, сдерживающий Джампано).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 06.09.2015

Авторская оценка 10/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Дорога / La strada (1954): кадр из фильма
Мечтательница

Давно считается прописной истиной, что в незабываемой экранной трагедии, принёсшей Федерико Феллини без преувеличения мировую славу, маэстро лишь отчасти следует в русле неореалистических драм, хотя даже был (как и Тулио Пинелли, его соавтор по написанию сценария) причастен к сочинению некоторых из них. Федерико уже в «Маменькиных сынках» /1953/ сатирически обрисовал портрет целого поколения, для которого трагические события, пережитые во время и сразу после войны, не имели совершенно никакого значения. В его следующей ленте ещё явственнее ощущается исчерпанность возможностей нерядового кинематографического течения, оказавшегося, к сожалению, неспособным1 адекватно отразить сущность действительности, меняющейся буквально на глазах. В «Дороге», как и в ранних постановках Пьера Паоло Пазолини, обозначен уход в сторону от центрального, магистрального направления, так сказать, с автострады жизни – на окольную дорогу, протоптанную странниками за долгие века. Отказ от охвата широких социальных слоёв, в данном случае лишь составляющих безликую зрительскую массу, рассеивающуюся по завершении очередного представления, в пользу изображения судеб людей, не укладывающихся в привычную (по классовому признаку) классификацию общества, не случаен. Если всмотреться внимательно, причины непростых, а подчас и откровенно бедственных условий существования Дзампано и его спутников не связаны напрямую с тяжёлым положением в стране. Таков вневременной закон самого бытования бродячих артистов, чьё преуспевание зависит от удачи или стечения обстоятельств, и вообще нет иного выбора, кроме как сотворить собственный микроклимат – жёсткий и даже жестокий.

Дорога / La strada (1954): кадр из фильма
Иногда грустит

Но дело не только в этом. Вовсе не отказываясь от достоверности в воссоздании безрадостного быта (на чём как раз заостряется внимание в советском прокатном названии «Они бродили по дорогам»), Феллини осторожно смещает повествование в сторону более условного, насыщенного метафоризмом действа. Дзампано (‘лапа’), разумеется, не является типажом сказочного тирана Карабаса-Барабаса, банально следуя животным инстинктам, а потому поступая правильно и справедливо – в соответствии с собственными ограниченными представлениями. И Матто не кажется безвольным, печальным Пьеро, являя собой пример человека, всецело, до болезненной одержимости, поглощённого страстью самовыражения. А вот чудо Джельсомины, прекрасного ‘цветка жасмина’, уже не укладывается во всё-таки тесные рамки социально-природной обусловленности. Своей, подлинно трагической гибелью она демонстрирует непобедимость доброты или – в метафизическом смысле – Добра. Неистребимость жизнетворного начала, способного вернуть из бесчувственного, а значит, бездушного существования, родственного смерти, грубого силача. Вот что, по мысли Феллини, означает «разорвать одиночество, передать послание от одного человека к другому и, следовательно, понять, почти открыть глубинную связь, объединяющую их».

Дорога / La strada (1954): кадр из фильма
Творческая натура

Картина во многом наследует чаплинскому творчеству («Цирк» /1928/) и перекликается с поисками другого великого гуманиста – Акиры Куросавы. Вместе с тем стихия шутовства, самозабвенное воспевание мироощущения клоунов, выраженное (не без помощи замечательного композитора Нино Рота и тандема операторов) хотя бы в смешении «высоких» и «низких» жанров, в неразрывности трагедии и комедии, гротеска и мелодрамы, роднит итальянского режиссёра со шведом Ингмаром Бергманом. Всё это лишний раз доказывает, что «Дорога», впервые отмеченная «Оскаром» в категории «Лучший неанглоязычный фильм2, занимает ключевое место в кинематографе 1950-х, оказав огромное влияние на «важнейшее из искусств».

.

__________
1 – Косвенным свидетельством тому служит и появление в том же 1954-м приторной мелодрамы «Хлеб, любовь и фантазия» /1953/ Луиджи Коменчини, положившей начало т.н. «розовому неореализму».
2 – А вот в Венеции Федерико, как и тому же Куросаве, и Кэндзи Мидзогути, и Элиа Казану, пришлось довольствоваться «Серебряным Львом», уступив «Золотого льва»… Ренато Кастеллани («Джульетте и Ромео»), модному тогда кинокаллиграфисту.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Мазина Джульетта. И вот что я думаю о любви… // Ровесник. – 1984, № 9. – С. 20-21.
Кедзик Туллио. Джульетта и Федерико // Ровесник. – 1986, № 5. – С. 24-26.
Рейзен О. Кино и мода // Видео-Асс SUNRISE. – 1995, № 04. – С. 18-20.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+