Дорога / La strada (1954)

Рейзен О. Кино и мода // Видео-Асс SUNRISE. – 1995, № 04. – С. 18-20.

КИНО И МОДА

Как правильно выбрать и организовать работу художника-постановщика. Советы опытного продюсера.

Приступая к работе с каким-либо режиссером, как правило, человеком нервным и твердо уверенным в том, что никто на свете не способен понять и разделить его взгляды на творческий процесс, надо в первую очередь правильно выбрать художника-постановщика – ключевую фигуру группы.

Кинодизайн – концепция и прогресс создания визуального кинематографического пространства и его цветовой гаммы, является той единственной областью кинопроизводства, в которой наивысших достижений можно достичь и в высоко- и в низкобюджетных фильмах. А значит, крайне важно не ошибиться в выборе.

Если режиссер уже имеет четкое представление о зрительном ряде своего будущего шедевра, то проблема решается довольно просто. Хороший дизайнер должен быть единомышленником, который способен быстро найти натуру и создать обстановку, в которой психологически легко и свободно будут двигаться, жить и дышать герои картины.

Ниже приведенные советы помогут режиссеру и продюсеру сформировать профессиональную команду, необходимую для создания впечатляющего произведения киноискусства.

Во-первых, они должны просмотреть массу картин, ознакомиться с работой тех художников, которые в своем творчестве применяли специфические элементы дизайна, помогающие полнее раскрыть замысел режиссера.

Важно обратить внимание на величину расходов, на которую претендует тот или иной художник.

Необходимо проконсультироваться с близкими вам по духу режиссерами, послушать их советы. Особое значение имеет личность претендента. Желательно, чтобы это был энтузиаст своего дела, человек коммуникабельный, с широкими эстетическими взглядами. Он не должен бояться новых идей, уметь легко отказываться от старых и быстро реагировать на неожиданно возникающие изменения, не отказываться от переработки уже готовых эскизов и переделки декораций. Внимательно изучите весь портфель художника, его ранние работы, чтобы убедиться, что их стилистика соответствует вашему представлению о будущем фильме. Обязательно поинтересуйтесь, какое образование получил кандидат, каковы его художественные вкусы и привязанности. Особое значение имеет методика работы художника, его техническая подготовка, опыт работы в специфических условиях кинопроизводства.

Как только вы заключили договор с художником-постановщиком, немедленно вводите его в курс дела. Режиссер должен вместе с художником выбирать общие визуальные принципы, обсудить дизайн каждого кадра еще при первоначальном чтении сценария. Художник-постановщик принимает непосредственное участие в формировании бюджета фильма и при необходимости вносит свои коррективы. Не скупитесь, если чувствуете, что несколько лишних долларов смогут улучшить визуальный ряд картины. Художник-постановщик до начала съемок знакомится с костюмами, гримом персонажей, представляет на суд режиссера фотографии всех предметов, эскизы декораций, чтобы на съемочной площадке не было споров и ссор.

Итак, все готово, предварительная работа окончена. Начинаются съемки. Проследите, чтобы дизайнер присутствовал на площадке с начала и до конца. Он должен находиться в постоянной готовности внести какие-либо изменения или отстоять свою точку зрения.Я уверен, что если все наши рекомендации будут соблюдены, то даже самый низкобюджетный фильм будет отличаться прекрасным зрительным рядом и сможет конкурировать со своими более дорогими собратьями.

(Статья написана Тедом Хоупом – президентом компании «Good Machine, Inc.», продюсером целого ряда картин. По материалам журнала «Filmmaker», 1994.)

18

То, что Феллини начинал как художник-карикатурист, хорошо известно. То, что он не оставил это занятие, став кинорежиссером, тоже не новость. В Италии несколько раз издавались альбомы с его рисунками, а книги, написанные им. и книги, написанные о нем, иллюстрировались его эскизами и набросками. Сделанные как будто между прочим, как-то механически, они вбирали в себя все нюансы человеческого характера и фактуры. Так рождались, в частности, женские образы Феллини – Джельсомина, Кабирия, Сарагина, Джинджер… Порой думаешь: несколько росчерков пера, а стоят доброй сотни страниц литературного сценария, призванного словами передать историю персонажа, обрисовать его человеческую суть.

Но вот неожиданный поворот, который едва ли кто мог предугадать. Фильмы Феллини с их неповторимой образностью и магией, авторские в большом и в малом, подсказали самым знаменитым кутюрье Италии темы для новых моделей, которые, конечно же, больше произведения искусства, чем повседневная (или даже праздничная!) одежда. Выставка-показ этой необычной коллекции, в которой участвовали Валентнио, Криция, Дольче & Габания, Д.Армани, Ферре и Фенди, прошла в Риме и была приурочена к вручению ежегодных национальных премий в области кино – «Nastro d’Argento» («Серебряная кинолента») и имела такой грандиозный успех, что обещает стать постоянно действующей экспозицией в великолепных залах Центра современного искусства «Луиджи Печчи» в Прато.

19

…Известный модельер Сэмюэль Мацпа предложил художникам-дизайнерам со всего света сконцентрировать творческую энергию на области самой банальной и самой необычной – двух полукруглых выпуклостях, являющих собой одно из отличий слабой половины рода человеческого от сильной. Говорят, амазонки избавлялись решительно и хирургически от этого отличия – оно мешало им стрелять из лука. Догадались? Речь пойдет о женской груди. Вернее, о том, во что она облачается. Освобожденные от канонических фасонов, зафиксированных бельевыми модельерами, сотни фантастических проектов бюстгальтеров легли на стол Мацпы; он отобрал 200 лучших и опубликовал их в книге «Brahans» («Обитель лифчика»), медленно ставшей бестселлером, несмотря на противоречивые реакции от: «Я хочу это немедленно!» до: «Чей извращенный мозг изобрел такую мерзость?». В число «мерзостей» входят: бюстгальтеры, использующие канделябры, полки платяного шкафа, капустные листья, шипы розы и даже колючую проволоку.

…Героиня последнего фильма испанца Педро Альмодовара, ведущая телепередачи, посвященной различным жестоким преступлениям, Андреа Шрамолицая (Виктория Абриль), носит туалеты, созданные кутюрье Жаном Полем Готье, и отражающие морализаторски – ироничный взгляд режиссера на телеиндустрию, использующую трагедию для скандальных сенсаций. Свою точку зрения Альмодовар выразил так: «Шрамолицая носит платья, которые выглядят изорванными и окровавленными, потому что, представляя на телеэкране очередное преступление, она должна выглядеть так, как будто является его непосредственной участницей. Но одновременно она должна походить и на гостью великосветского раута. Это юмористический подход. Женщина, одетая в дорогое платье, изорванное в клочья, не может не потешаться над теми, кто относится к одежде поаккуратней… Да и, вообще, я стремился сравнить насилие в жизни с актом насилия, которое осуществляет телевидение над индивидом.

Когда Шрамолицая показывает видеозапись изнасилования заглавной героини и интервьюирует Кику по поводу ее ощущений, становится очевидно, что для последней реальное изнасилование, осуществленное мужчиной, оказалось менее чувствительным и болезненным, чем вот эти публичные расспросы, проводимые женщиной перед многомиллионной аудиторией… Теленасилие обладает маккиавелиевскими чертами. Страдание жертвы куплено и продано – как товар…» … Кто знает, что послужило толчком для чего, коллекция Маццы для Готье и Альмодовара или «Кика» для модельеров. Это не важно, как в случае яйца и курицы важен результат, то есть два: эпатажная «Обитель лифчиков» и не менее эпатажный и очень талантливый испанский фильм.

О. Рейзен

20

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+