Дорогая, я увеличил ребёнка / Honey I Blew Up the Kid (1992)

Борев Владимир. Нам ужас строить и жить помогает // Видео-Асс Сателлит. – 1993, № 05. – С. 4-5.

Тема Авориазского фестиваля – фантастическое кино.

НАМ УЖАС СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОТАЕТ

В нашей стране такое кино никогда не любили. Даже к самому слову «фантастика» относились с подозрением и обязательно добавляли «научная». Что-то вроде «чур, меня, чур». Это не удивительно: страна, воспитанная на реализме, с иронией и недоверчивостью относится ко всякому вымыслу. И это несмотря на то, что наш реализм и был самой большой в мире утопией.

Страна, которая на самом деле являлась практическим воплощением антинаучной фантастики, отрицала сам жанр скорее всего не только по политическим соображениям, но прежде всего по соображениям экономического характера: всякий фантастический фильм – это создание новой реальности, вымышленной, несуществующей. Всякая реконструкция новой реальности, даже невидимой, требует огромных инвестиций.

Жанр фантастики имеет глубокие исторические, культурологические и мифологические корни. Вспомните всех тех ведьм, упырей, леших, домовых и т.д., которые столь густо населяют русские сказки. А всякие троли, гномы и джинны живут в сказках нерусских. «Вий» – это тоже фольклор, чрезвычайно талантливо литературно обработанный. Помните чудный и страшный, страшный и чудный фильм режиссера К.Ершова «Вий»? Привидения, дракулы, вампиры, инопланетяне, космические пришельцы и проч. – это уже фольклор наших дней. Будь у современных кинематографистов деньги, все эти образы – и новые, и освященные историей – могли бы быть прекрасно воплощены в изобразительный ряд.

В жанре фантастических, ужасных фильмов зрителей особенно привлекают (или отталкивают?) спецэффекты – разрывающиеся человеческие головы и туловища, вылезающие внутренности, космическая слизь, всевозможные чудовища. Были бы у нашего кинематографа деньги, именно сегодня мы стали бы свидетелями бурного всплеска фантастического кино – я в этом уверен.

А надо ли нам это? – спросят те, кого тошнит при виде очередного кошмара. Зачем обществу, что само корчится в страшных судорогах, жизнь, которого наполнена реальными страхами и повседневными кошмарами, ужасы на экране? Может, нам не надо ничего, кроме Марианны и «Второй мамы» по третьему разу? На самом деле фантастический кинематограф обладает огромным социально-терапевтическим воздействием и именно нам сегодня как никому другому прописано это лекарство.

Лекарство далеко не всегда бывает приятным и сладким, напротив, чаще оно горькое и противное. Тем не менее его надо принимать. Слащавая мелодрама так же нужна нам сегодня, как и фантастические кошмары, которые на самом деле не столько травмируют, сколько излечивают.

Это не парадокс. Если мы внимательно рассмотрим структуру любого фантастического фильма, мы увидим, что вслед за очень напряженным действием непременно следует счастливый конец.

Героям приходится переносить ужасные, порой нечеловеческие страдания и ужасы,

4

но они в итоге оказываются победителями.

Можно, выключив телевизор, и уже на холодный рассудок, проанализировать и причины страхов, с которыми сталкиваются герои фантастических фильмов. Говоря глобально, природа страха базируется на недостатке информации о причине страха. По сути дела, любой фантастический фильм дает нам рецепт преодоления страха. Если вам тревожно, если вы чего-то боитесь, проанализируйте предмет своих страхов, не прячьтесь, идите ему навстречу, как эго делают герои фантастических фильмов, и вы окажетесь победителем В классическом фильме «Кошмар на улице Вязов» девочка говорит своему страху: «Я не боюсь тебя» и страх умирает. Любой из 140 фильмов про вампиров (кажется, именно столько их в мировой антологии) учит нас тому, что вампир или дракула – существо особого рода, его можно бояться, ему можно сопротивляться, но нужно знать модель обращения с ним. Вы можете вытащить свой револьвер и стрелять, а он будет хохотать. Вы хотите его убить, хотя он давно уже умер и убить его невозможно. Его можно только разрушить, а для этого есть определенные средства, которые все «насмотренные» зрители, все любители фантастики прекрасно знают: вампиры боятся воды, крестного знамения, освященной земли и… осинового капа. С каждым видом страха есть свои способы обращения. Фантастические фильмы особым художественным образом преподносят нам эти незатейливые истины.

Сегодня, когда все наше общество одержимо страхом перед будущим, страхом неизвестности, очень важно научиться правильно смотреть фантастические фильмы, понимать их, любить, делать из них выводы, и, в итоге, научиться преодолевать эти страхи.

Кажется, мы слишком много внимания уделили фильмам ужасов, но именно они составляют большинство фильмов фантастического жанра. Вообще же фантастический кинематограф крайне разнообразен, и Авориазский фестиваль дал всю гамму произведений этого жанра. Фильм «Дорогая, я увеличил ребенка» – это, по сути дела, новейшая версия «Гулливера» Джонатана Свифта. Фильм «Крепость» с Кристофером Ламбером в главной роли – это прекрасная социальная утопия, взгляд в будущее, каким нам его, хорошо бы, не довелось увидеть.

Вот такое разное оно, это фантастическое кино. То ли сказка, то ли совсем не сказка…

Очевидец и спецкор «Видео-Асс» Владимир БОРЕВ

Организаторам фестиваля удалось создать такие замечательные интерьеры, или, как говорят французы, они так хорошо организовали пространство фестиваля, что оно само располагает к общению, в нем тепло и приятно проходят и пресс-конференции, и просмотры, и презентации.

Пресс-конференция режиссера картины «Лживый глаз». Коктейль-бар и зал для пресс- конференций. О себе рассказывают организаторы и спонсоры фестиваля компания «Шарль де Казанова»

Типичный Авориазский перекресток: фуникулер и лошадка, запряженная в повозку, друг другу не мешают. Они не могут столкнуться, как не могут столкнуться два времени.

«Видео-Асс» в рамках Авориазского фестиваля организовал вечер русского фольклора.

5

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+