Доспехи Бога 2: операция «Кондор» / Fei ying gai wak / Armour of God II: Operation Condor (1991)

Мошон Жан-Филипп. Джекки Чан – безумный король видео // Видео-Асс Премьер. – 1992, № 6. – С. 2-5.

Восхождение Джеки Чана на орбиту кинематографической популярности началось лет пять назад. За это время он выступал не только в качестве акробата-каскадера, но и как продюсер, сценарист, режиссер, неизменно доставляя радость всем любителям кун-фу и бесшабашного юмора. Фильмы с участием Чана широко расходятся в видеокопиях. Девиз «летающего безумца», как порой именуют его в прессе, – «Выше всех, достойнее всех, дальше всех».

Сегодня мы предлагаем читателю очерк творчества Джеки Чана, опубликованный во французском журнале «Video-7». Статья печатается с незначительными сокращениями.

«Большой Чан», как называют его американцы, наряду с Брюсом Ли принадлежит к числу самых популярных звезд кино Юго-Восточной Азии. Уверенно владеющий боевыми искусствами Джеки Чан с ловкостью жонглера выполняет на экране немыслимые, отчаянные трюки, смелые и ювелирно отточенные. Его игра, отмеченная юмором, вызывает в зале мгновенную реакцию, а порой и все перекрывающий смех. Не так давно появившийся в афишах кинотеатров фильм «Операция «Кондор» – еще одно блестящее воплощение сквозной линии его творчества.

Испания-Марокко-Австрия-Филиппины-Гонконг – таков маршрут съемок «Доспехи Бога-2: Операция «Кондор», обошедшейся компании «Голден Харвест» и ее акционеру Джеки Чану в круглую сумму 20 миллионов долларов. Эта комическая эпопея, явно тяготеющая к творениям Бестера Китона, Гарольда Лойда и Чарлза Чаплина, вновь возвращает нас к столь расхожей теме приключенческого кино, как поиск сокровищ, захваченных нацистами во время войны. Но при этом картина напрочь лишена и назидательности, и жестокого насилия…

«Юмор, экзотические приключения, экзотические перипетии. Чистое развлечение, – так определяет свой фильм Джеки Чан, режиссер, продюсер и актер, добавляя: – Я никогда не показываю умирающих людей, агонию – я демонстрирую только стрельбу». Последней фразой Чан намекает на единственную действительно отмеченную насилием сцену в картине «Операция «Кондор», – когда наемники методично расстреливают караван туристов, расположившийся на отдых в оазисе.

Если фабула фильма не отличается особой оригинальностью, то ее воплощение, напротив, своеобразно и заслуживает быть отмеченным.

От ленты к ленте Чан как бы раздвигает узкие рамки чистого трюка. «По характеру я весельчак, – признается кинематографист, – и ничто не может лишить меня присутствия духа. Обожаю веселить публику, но и заставлять ее дрожать – тоже. И всем моим фильмам, по крайней мере тем, работу над которыми я мог полностью контролировать, я старался придать стиль и тональность, непосредственно отражающие мою истинную суть. Не допускаю халтуры. И мои трюки – не «липа»: я обхожусь без дублеров».

«Операция «Кондор» сделана с размахом, едва ли не предельным по меркам кино азиатского региона. Особенно дорого обошелся финал картины, где среди других сложных декораций привлекает внимание пусковая установка в гигантском тоннеле, использовавшаяся, по сюжету, для старта нацистских самолетов. Сооружение этой огромной трубы поглотило более трети общего бюджета постановки. «В конце тоннеля помещалась турбина диаметром 8 метров, – поясняет Эдвард Танг, один из преданных сотрудников Джеки Чана. – Учитывая вес механизма, было почти невозможно заставить его лопасти быстро вращаться. Но нам это все-таки удалось – и результат окупил наши усилия. На экране тоннель напоминает самые сумасшедшие постройки декоратора Кэна Адамса для сериала о Джеймсе Бонде».

И вправду, после упомянутой сцены трудно не вспомнить «Мунрейкера», последние пятнадцать минут этого ошеломляющего фильма.

Но кто же он в действительности, Джеки Чан, звезда, популяр-

3

нейший киноактер Азии? Невероятной одаренности канатоходец? Бесшабашной сорвиголова? Непредсказуемо действующий механизм? Рассудительный бизнесмен? Наивный и насмешливый шут? Или – все это сразу?

Чтобы лучше понять столь интригующую личность, бросим быстрый взгляд на его прошлое.

Ян Лу – настоящее имя Чана – родился 7 апреля 1954 года. Родился не под самой счастливой звездой: впервые раскрыв раскосые глаза, он узрел нищенский мир. Его родители, эмигранты из Китая без гроша за душой, остановились в своих скитаниях в Гонконге в ожидании рождения единственного сына. Когда Яну исполнилось семь лет, его отец, человек нелегкой судьбы, работавший в ту пору у французского консула, – записывает сына в Школу Пекинской оперы.

Джеки Чан рассказывает: «Специального кинематографического училища я никогда не посещал. «Пекинская опера» формировала меня с семи до семнадцати лет. Занятия и тренировки там были изматывающими. Начинались они в 5 утра, а завершались иногда лишь к полуночи. Обычно у нас было два часа фехтования, два часа пения, два часа особых тренировок с прыжками. Мы выполняли серии по сто ударов вперед или пятьдесят – с переворотом. Иногда требовалось замереть на десять минут во время выполнения движения. Боль в мышцах была нестерпимой – некоторые ребята не выдерживали, заболевали»…

Отсюда можно понять, что это бескомпромиссное учебное заведение сильно отличалось от обычной средней школы и походило скорее на колледж иезуитов, ориентированный на обучение боевым искусствам Востока. Подобная подготовка закаляла характер, делая его стойким к любым испытаниям. Между прочим, школу Пекинской оперы закрыли вскоре после того, как ее закончил Чан. В качестве официальной причины власти назвали следующую: слишком жестоко для детей! Но как бы там ни было, Джеки Чан сохранил хотя и своеобразные, но не лишенные признательности воспоминания о своих наставниках и принятой ими педагогической системе: «Они меня многому научили – как в физическом отношении, так и в духовном аспекте, от них идут и ныне свойственный мне особый образ мышления и способ творчества».

По окончании училища Чан получил возможность участвовать в показательных выступлениях кун-фу в составе специальной труппы. Успех, которого он при этом добился, заложил основы будущей блестящей кинематографической карьеры: спустя 10 лет фильмография Джеки Чана насчитывала уже 25 наименований. А начиналась она в том же Гонконге, куда Чан переехал из Пекина.

Гонконг – один из крупных центров фильмопроизводства в Юго-Восточной Азии. Говорят, что звезды здесь плодятся, как грибы после дождя. Однако пона-

3

чалу Чану предложили на съемочной площадке лишь работу рядового каскадера за 15 долларов в день.

Впрочем, для молодого человека с честолюбием деньги не были главным. Чан согласился, начал работать в кино и однажды встретился на съемках картины «Ярость побеждает» с самим Брюсом Ли, что навело его на определенные размышления. «Это был боец, – вспоминает Джеки, – а себя я считал артистом. Молодые любят силу, это очевидно, но при условии, что она не принимается слишком всерьез. В начале моей карьеры я участвовал в фильмах о кун-фу, на которых зритель мог и заснуть. Ведь все в них строилось на нагромождении драк и преследований. Вот тогда я и решил попробовать сочетание комедийности с боевыми искусствами, и когда это получилось, многие стали мне подражать».

Время показало, что выбор был точен. Когда «кинематограф каратэ» добрался до массового европейского зрителя, он представлял собой сверхнаивный жанр. Неизменный однотипный сюжет (герой мстит за члена своей семьи или близкого друга – и убивает всех злодеев…), боевые схватки, поставленные на манер классического балета, форсированная в момент нанесения ударов фонограмма и подчеркнуто ничего не выражающая проходная музыка… Джеки Чан внедряется в такую вот застывшую, покрывшуюся жирком магму, чтобы все это высмеять. И добивается успеха. Вскоре он начинает не только сниматься, но и писать сценарии, ставить фильмы и производить их. Делается звездой-универсалом.

Интересно следующее высказывание Чана: «Чарли Чаплин вдохновлял меня больше, чем Брюс Ли или Жан-Поль Бельмондо… А с Делоном, скажем, я не мог бы себя сравнить: он красив, не то что я!» Потому, видно, он и предпочитает имидж неуклюжего, но бесшабашного парня, вечно теряющегося в присутствии женщин. А публика восторженно приветствует бесконечные подвиги этого простодушного круглолицего парня…

Настоящий взлет творческой карьеры Чана произошел в 1978 году, когда он вместе с By Пином снялся в картине «Китаец, рвущий цепь», а следом – в «Кейситском учителе». Молниеносный успех выдвинул Джеки Чана в первую десятку по результатам зрительского опроса в азиатском регионе. В том же году он участвует в фильме «Бесстрашная гиена», настоящей феерии трюков и прыжков. Два года спустя, с картиной «Молодой мастер – пляска льва», имевшей рекордные сборы, к Джеки Чану приходит истинное признание. Тогда он отправляется в США, где выпускает несколько пользовавшихся успехом лент, в числе которых «Гонка «Пушечное ядро» I и II Х.Нидэма, «Покровитель» Дж.Гликенхауза. И тем не менее: «В Голливуде я всего лишь китайский актер, говорящий на плохом английском…»

Вернувшись в Гонконг, Чан снимает один фильм за другим. В 1985 году вышли по крайней мере четыре его картины: «Полицейский из Гонконга» I и II С..Ханга, «Защитник» и «Полицейская история», которую стоит отметить особо как шедевр в своем жанре. В следующем году появляется «Дракон лорд», где Джеки Чан выступил и как режиссер-постановщик, и как исполнитель главной роли, затем – «Мистер Динамит». В 1988-м – снова два фильма: «Операция А» и «Полицейская история-2». Эти ленты отличаются великолепной хореографией и солидным постановочным размахом, не говоря уж о каскаде трюков. У Джеки Чана, вне всяких сомнений, есть врожденное дарование, особая склонность к созданию зрелищных эффектов, покоряющих публику, всегда испытывающую потребность в сильных потрясениях. «Мои трюки я придумываю сам, – говорит Джеки Чан, – я их создаю мысленно, чтобы затем самому же и выполнить… Мне надо видеть, на что я способен…»

Спору нет, сказать, будто фильмы этого человека с телом, гибким, как каучук, не дают спать интеллектуалам, было бы преувеличением, но признание в массовой аудитории они заслужи ли. И потом, разве не он, не Джеки Чан получил в прошлом году из рук Жака Ланга, министра культуры Франции, почетную медаль за заслуги в области искусств и литературного творчества!

5

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+