Дрожь земли / Tremors (1990)
Другие названия: «Подземные толчки» (вариант перевода названия), «Под Перфекшн» / «Beneath Perfection» (США: рабочее название), «Абсолютная тишина» / «Dead Silence» (США: рабочее название), «Акулы земли» / «Земные акулы» / «Land Sharks» (США: рабочее название).
США.
Продолжительность 96 минут.
Режиссёр Рон Андервуд.
Авторы сценария С.С. Уилсон, Брент Мэддок по сюжету С.С. Уилсона, Брента Мэддока, Рона Андервуда.
Композитор Эрнест Труст.
Оператор Александр Грушински.
Жанр: комедия, фильм ужасов, научная фантастика
Краткое содержание
Закадычные приятели-разнорабочие Валентайн МакКи (Кевин Бэйкон) и Эрл Бассет (Фред Уорд) наконец-то решились навсегда покинуть захолустный городок Перфекшн, затерянный на необъятных просторах Невады. Однако именно в этот момент начинает твориться нечто странное: то и дело попадаются разорванные в клочья останки сельскохозяйственных животных, одни люди обнаружены умершими при невыясненных обстоятельствах, другие исчезли без следа, а дорога — завалена камнями. Вскоре Вэл и Эрл, а также студентка Ронда ЛеБек (Финн Картер), приехавшая изучать сейсмическую активность региона, узнают, что причина — в появлении хищных животных неизвестного науке вида, передвигающихся с огромной скоростью под землёй.
Также в ролях: Майкл Гросс (Берт Гаммер), Риба МакИнтайр (Хизер Гаммер), Виктор Вонг (Уолтер Чанг), Бобби Джейкоби (Мелвин Плаг), Ричард Маркус (Нестор), Шарлотт Стюарт (Нэнси Стернгуд), Тони Дженарос (Мигель), Ариана Ричардс (Минди Стернгуд), Саншайн Паркер (Эдгар), Конрад Бачманн (Джим), Биби Беш (Меган), Майкл Дан Вагнер (Фред), Джон Гудвин (Ховард), Джон Паппас (Кармин), Том Вудрафф-мл. (грабоид, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 30.01.2016
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
В момент появления фильм был принят заокеанскими кинозрителями скромно, собрав $16,6 млн. (чего даже не хватило, чтобы компенсировать производственные затраты в размере $11 млн.), – однако пользовался повышенным спросом не только за рубежом, где принёс ещё $31,9 млн., но и чуть позже, с выходом на видеокассетах. Последнее обстоятельство косвенно подтверждает создание нескольких полнометражных продолжений, изначально не предназначавшихся для театрального показа, а также телесериала (правда, продержавшегося всего один сезон – 13 эпизодов). Поневоле пожалеешь о том, что тридцатишестилетний (на дату премьеры) Рон Андервуд, в чьём активе числились короткометражки и кое-какая работа на ТВ, решит уйти в совсем другой жанр – романтико-приключенческую комедию1. Полновесная дебютная постановка заставляет увидеть в нём небесталанного последователя таких мастеров, как Джон Карпентер и Тоуб Хупер. Ещё одного кинематографиста, сумевшего недурственно осовременить традиции хорроров и научно-фантастических картин, снимавшихся в 1950-60-е годы на мизерные средства и – далеко не ведущими голливудскими студиями.
Недоброжелатели, разумеется, подметят тот факт, что хищные существа, вызывающие «дрожь земли» (или, согласно другому варианту перевода, создающие «подземные толчки»), напоминают если не зловещих существ из загробного мира в бертоновском «Битлджусе» /1988/, то – в уменьшенных пропорциях – червей из «Дюны» /1984/ Дэвида Линча. Совпадают даже детали того, как гигантские хищники, обитающие в мягкой почве и обладающие феноменально чутким слухом, перемещаются в полупустынной местности, оказываясь бессильными что-либо сделать с людьми, когда те добираются до небольших гор. Правда, С.С. Уилсон, соавтор сюжета и сценария, уверял, что идея фильма родилась у него давно – во время прохождения службы (в составе военного флота США) в Калифорнии. Находясь на исполинской скале, будущий кинодраматург воображал, какое существо сможет скинуть его вниз…
Впрочем, в любом случае принципиальнее иной опыт Уилсона, успевшего поработать (вместе с давним творческим партнёром Брентом Мэддоком) в суперзрелищном фантазийном кинематографе, в том числе – под руководством самого Стивена Спилберга. В сюжетной конструкции, срабатывающей безотказно, явственно слышны отголоски модного тогда мотива «яппи» в опасности» – этот типаж представляет красавица Ронда, не испытывающая восторга по поводу того, где вынуждена проводить исследования. Вот только её познания учёного-сейсмолога мало помогают (не в пример тем сведениям об акулах, какими владел ихтиолог Мэтт Хупер в «Челюстях» /1975/) в борьбе с загадочными существами, которым обитатели Перфекшн, улучив минуту, пытаются подобрать эффектное название2. Действо по-настоящему захватывает, местами – буквально завораживает, заставляя с замиранием сердца следить за попытками «средних американцев» уцелеть в сражении с загадочным природным явлением. Без запаса оружия и боеприпасов супругов Гаммер, основательно подготовившихся к любым катаклизмам, включая Третью мировую войну, пришлось бы, спору нет, туго. Однако истинными героями раскрылись Вэл и Эрл, в представлениях прочих – безнадёжные неудачники, вечно сидящие без денег, перебивающиеся случайной, большей частью сезонной работой, которым пришлось оказаться в шкуре тех, кто покорял необжитые просторы Дикого Запада, сражаясь за выживание вдали от цивилизации.
.
__________
1 – И добьётся там (благодаря «Городским пижонам» /1991/) оглушительного успеха, который, впрочем, не сможет повторить впоследствии.
2 – В итоге приживётся термин «грабоиды» (производное от глагола «to grab», то есть ‘хватать’, ‘захватывать’).
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Адин Александр. На малом экране // Мы. – 1991, № 5. – С. 191-193.
Добавить комментарий