Дрянная девчонка / Das schreckliche Mädchen (1990)

Дрянная девчонка, Das schreckliche Mädchen (1990): постерПолнометражный фильм (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус», премии Interfilm и читательского жюри Berliner Morgenpost на Берлинском МКФ).

Другие названия: «Гадкая девчонка» / «Ужасная девчонка» (варианты перевода названия), «Мерзкая девчонка» / «The Nasty Girl» (международное англоязычное название).

ФРГ.

Продолжительность 94 минуты.

Режиссёр Михаэль Верхувен («Серебряный медведь» Берлинского МКФ).

Автор сценария Михаэль Верхувен.

Композиторы Лиди Ауврай, Билли Горлт, Майк Хертинг, Эльмар Шлотер.

Оператор Аксель де Рохе.

Жанр: комедия, драма, исторический фильм, военный фильм

Краткое содержание
Старшеклассница Соня (Лена Штольце) из небольшого баварского населённого пункта, написав интересное эссе, выигрывает поездку в Париж. Окрылённая успехом, она решает принять участие в новом конкурсе — на тему «Мой город во времена Третьего рейха». Девушка начинает собирать материалы: опрашивает очевидцев и участников событий, пытается получить в местном архиве доступ к документам и прессе тех лет. Однако чем дальше Соня продвигается в исследованиях, тем больше всплывает нелицеприятных фактов биографии уважаемых гражданах — и тем сильнее становится противодействие.

Также в ролях: Ганс-Райнхард Мюллер (Юкенак), Моника Баумгартнер (мать Сони), Элизабет Бертрам (бабушка Сони), Махаэль Гар (Пауль Розенбергер), Роберт Гиггенбах (Мартин), Фред Штилькраут (дядя Сони), Барбара Галлаунер (фройляйн Юкенак), Удо Томер (архивариус Шульц), Рихард Зюсмайер (мэр), Рудольф Клаффенбёк (судья), Карин Талер (Нина), Стела Адорф (Каролин).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 16.05.2015

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Дрянная девчонка, Das schreckliche Mädchen (1990): кадр из фильма
Дрянная? Мерзкая? Гадкая?..

Михаэля Верхувена всё-таки не причислишь к «чистым» авангардистам или даже к бескомпромиссным приверженцам социально-критического и философского кинематографа: в его творческой биографии хватает проходных, откровенно коммерческих1, в том числе снятых на телевидении, картин. Однако создание такого рода лент помогало реализовать амбициозные (в хорошем смысле!) проекты, вызывавшие заметный художественный и иногда – политический резонанс. Так, антивоенная драма «О.К.» /1970/, посвящённая агрессии во Вьетнаме, спровоцировала скандал на Берлинале, а «Белая роза» /1982/, поведавшая об участниках подпольного кружка студентов Мюнхенского университета, казнённых в феврале 1943-го, затронула ряд вопросов, болезненных для самого немецкого общества. «Гадкая девчонка» в данном отношении ещё острее – и повторное приглашение Лены Штольце, получившей известность благодаря роли активистки Софи Шолль, представляется знаменательным. Фильм очень скромно, несмотря на «Серебряного медведя», прошёл в ФРГ (аудитория составила всего 115 тысяч), но привлёк внимание за рубежом, собрав, в частности, $2,28 млн. в заокеанском прокате, – и даже выдвигался на соискание премии «Оскар».

Дрянная девчонка, Das schreckliche Mädchen (1990): кадр из фильма
Мечтает о женском счастье

Режиссёр-сценарист заинтересовался работами Анны Элизабет Росмус, послужившей, как сказано уже во вступительных титрах, прототипом главной героини, в 1985-м году. Однако при скрупулёзном рассмотрении оказалось, что судьба самой уроженки города Пассау не менее значима для понимания текущих реалий его родного государства. Верхувен не поддаётся на искус пропаганды, всё настойчивее – в свете близившейся победы в «холодной войне» – проводившей идею о превосходстве Западной Германии над «так называемой ГДР». Умненькая и любознательная ученица впервые сталкивается с двойными стандартами в процессе написания эссе, содержащего сравнительный анализ общественного устройства в капиталистическом и социалистическом блоках, озадачив архивариуса вопросом, можно ли считать демократической страной Грецию, которая состоит в НАТО – но в которой правит военная хунта? Следует «гениальный» ответ: достаточно написать о том, что Греция – колыбель современной демократии… Не удивительно, что такого рода отговорки сеют в душе Сони семена сомнений. Как говорится, лиха беда начало. Ещё вчера – обычная школьница, влюблённая в учителя (это не становится поводом для обывательских пересудов, поскольку роман с герром Вегмусом заканчивается браком), она быстро взрослеет, расставаясь с усвоенными с раннего детства иллюзиями. И уже не имеет права позволить себе принять существующее положение вещей, зная, что всё шито-крыто – и что преступники не просто ушли от заслуженного наказания, а по-прежнему занимают ключевые посты в разных сферах: во властных структурах, в высших учебных заведениях, в средствах массовой информации, в церкви. Исследованиям чинятся препятствия, в адрес Сони и членов её семьи раздаются угрозы, и… не находится ни одного совестливого человека, который бы (подобно доктору Эмилю Яннингу в «Нюрнбергском процессе» /1961/), не сдержавшись, попытался остановить кампанию травли, подозрительно напоминающую методы, применявшиеся нацистами. Михаэль не ограничивает себя рамками реализма, не стремится уподобиться бесстрастному хроникёру-наблюдателю, перенося в кинематограф приёмы «эпического театра» Бертольда Брехта. Действующие лица (в первую очередь сама «дрянная девчонка», выступающая гидом по собственной жизни) обращаются напрямую к зрителям, некоторые декорации – например, помещений архива – показаны «плоскими», течение сюжета прерывается и т.д. Но всё это не воспринимается формалистскими изысками, работая на основную мысль – служа, если угодно, дополнительным раздражителем для тех, кто желает, чтобы неудобная правда никогда не выходила на свет Божий.

.

__________
1  – Достаточно упомянуть боевик «Машины-убийцы» /1986/ с Юргеном Прохновом и Сентой Бергер, супругой постановщика.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Непопулярное увлечение // Видео-АСС Премьер. – 1991, № 2. – С. 5.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+