Два Джейка / The Two Jakes (1990)
США.
Продолжительность 137 минут.
Режиссёр Джек Николсон.
Автор сценария Роберт Таун на основе персонажей, придуманных Робертом Тауном.
Композитор Ван Дайк Паркс.
Оператор Вилмош Жигмонд.
Жанр: криминальный фильм, драма, детектив, мелодрама
Краткое содержание
Лос-Анджелес, 1948-й год. Джулиус Берман (Харви Кейтель), для друзей Джейк, нанимает частного сыщика Дж. Дж. Гиттеса (Джек Николсон), чтобы тот помог уличить жену Китти (Мег Тилли) в измене с его деловым партнёром Марком Бодайном (Джон Хэккет). Однако в самый ответственный момент… убивает обманщика из пистолета, невесть как оказавшегося в номере отеля. Гиттес подозревает, что был цинично использован клиентом, заранее спланировавшим преступление. Однако чем больше выясняется в ходе расследования, тем сложнее представляется ситуация, в которую волей случая оказались вовлечены два Джейка.
Также в ролях: Мэделин Стоу (Лиллиан Бодайн), Илай Уоллак (Котто Вайнбергер), Рубен Блейдс (Майкл Вайсскопф, он же «Микки Найс»), Фредерик Форрест (Чак Ньюти), Дэвид Кит (детектив лейтенант Лоач), Ричард Фарнсуорт (Эрл Роули), Трейси Уолтер (Тайрон Отли), Джо Мантелл (Лоуренс Уолш), Джеймс Хонг (Кан), Перри Лопес (капитан Лу Эскобар), Джефф Моррис (Ральф Тилтон), Ребекка Бруссар (Глэдис), Ван Дайк Паркс (Фрэнсис Ханна), Сью Карлтон (Мэтти Роули), Фэй Данауэй (Эвелин Малрэй, озв.).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 10.05.2016
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Исходный замысел был даже более амбициозным. Кинодраматург Роберт Таун, продюсер Роберт Иванс и актёр Джек Николсон ещё в 1985-м году основали кинокомпанию T.E.N. (в название, как несложно догадаться, вынесены первые буквы фамилий соучредителей) специально для съёмок сиквела легендарного «Китайского квартала» /1974/. К ним наверняка присоединился бы, если б не преследовался американскими правоохранительными органами, и Роман Полански. Мало того, Иванс хотел исполнить роль второго Джейка – заказчика – и сделал пластическую операцию по изменению внешности, а Таун до последнего момента лелеял надежду1 осуществить постановку лично. Причём предполагалось, что вторая часть, действие которой разворачивается спустя одиннадцать лет после событий оригинала, не станет последней: через точно такой же промежуток времени увидит свет третий фильм, посвящённый борьбе престарелого Гиттеса с загрязнением окружающей среды, вызванным строительством системы скоростных шоссе. К сожалению, подготовительный период (преодоление многочисленных юридических и финансовых трудностей) непростительно затянулся, и Николсон, в итоге взявший на себя функции режиссёра, всё-таки не добился особого резонанса. Кассовые сборы в национальном прокате оказались очень скромными, чуть более $10 млн., при весьма ощутимых затратах в размере $19 млн.
Немного досадно за выдающегося артиста, которому вообще не слишком везло, когда он становился по другую сторону камеры (вернее, совмещал две профессии). Картина не лишена любопытных художественных решений и даже изысков (вспомним хотя бы шутку в прологе – крупный план водружённых на рабочий стол ног, сквозь которые Гиттес, как истинный, заматерелый профессионал, взирает на клиента), не говоря уже о пикантных эротических моментах. Да и тот факт, что за истёкший срок частный сыщик прошёл горнило Второй мировой войны, казалось бы, только укрепил привычку не удивляться ничему, что связано с человеческим характером, а точнее, с низменными устремлениями людей. Разумеется, Джейку не нравится, когда его подставляют, однако интуиция подсказывает: негоже торопиться с выводами, не разобравшись в обстоятельствах. Встреча с могущественным, демонстрирующим готовность к сотрудничеству престарелым Эрлом Роули неизбежно вызывает ассоциации с памятными философскими (как сказали бы у нас, «за жизнь») беседами с другим магнатом, Ноем Кроссом, и, признаем, планы по присвоению нефтеносных месторождений масштабом и изощрённостью не уступят махинациям с водными ресурсами Калифорнии. Но детектива ждёт сюрприз куда неприятнее – минувшее и забытое начинает тянуть на дно, точно тина. Что это? Неумолимые законы безжалостного Рока? Уловки совести, не позволяющей забыть о данной когда-то клятве, заставляющей жить с чувством вины? Приближающееся безумие?.. Введение кадров из ленты Поланского (в качестве воспоминаний, проносящихся в сознании в критический момент) слегка нарушает целостность повествовательной ткани – но создаёт удивительный эффект: по сравнению с оригинальным фильмом, тоже не отличавшимся жизнерадостной интонацией, атмосфера кажется совсем безысходной. Невзирая на более благостную развязку! И действительно, мыслимо ли убежать от прошлого, висящего камнем на шее?..
.
__________
1 – Лелеял так сильно, что успел снять другой небезынтересный неонуар – «Пьяный рассвет» /1988/.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Фильмы дилогии:
Китайский квартал / Chinatown (1974)
Два Джейка / The Two Jakes (1990)
Материалы о фильме:
С миру по нитке // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 5. – С. 51.
Двуликий Джек // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 7. – С. 48.
Джек и Джейки // Новости Видео. – 1991, № 6. – С. 2.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий