Двойная рокировка / Mou gaan dou / Infernal Affairs (2002)

Двойная рокировка / Mou gaan dou / Infernal Affairs (2002): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Путь без конца» / «Непрекращающаяся нарака» / «Unceasing Path» (вариант перевода оригинального названия), «Инфернальные дела» / «Infernal Affairs» / (международное англоязычное название).

Гонконг.

Продолжительность 101 минута.

Режиссёры Вай-кен Лау, Алан Мак.

Авторы сценария Алан Мак, Феликс Чонг.

Композитор Квон Вин Чан (в титрах как Chan Kwong Wing).

Операторы Ю-Фай Лай, Вай-кен Лау (в титрах как Andrew Lau).

Жанр: криминальный фильм, детектив, триллер

Краткое содержание
Чан Вин-ян (Тони Люн Чи Вай, в титрах как Tony Leung), показавший блестящие результаты в процессе учёбы в полицейской академии, принимает предложение инспектора Вона Чи-шина (Энтони Вон Чау-Сан, в титрах как Anthony Wong) стать агентом под прикрытием с задачей попасть в крупнейшую банду триад. Одновременно Хон Сам (Эрик Цан), босс преступной группировки, решает внедрить нескольких молодых подопечных в ряды правоохранительных органов. В их числе оказался Лау Кин-мин (Энди Лау), со временем сделавший неплохую карьеру. Проходит десять лет…

Также в ролях: Келли Чен (доктор Ли Сум И), Самми Чен (Мэри), Эдисон Чен (Лау Кин Мин в молодости), Шон Юэ (Чан Вин Ян в молодости), Элва Хсяо (Мэй), Чэпмэн То (Цуй Вай-кен).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 28.11.2013

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Двойная рокировка / Mou gaan dou / Infernal Affairs (2002): кадр из фильма
Долгожданная встреча

Фильм получил очень интересный международный заголовок, смысл которого понятен, если знать устойчивое англоязычное выражение «internal affairs» – такие названия носят подразделения правоохранительных органов, занимающиеся внутренними расследованиями (собственной безопасностью). Изменена всего одна буква – а возникло словосочетание с кардинально иным значением: инфернальные, зловещие, воистину дьявольские дела. Это не просто изящная шутка. Формально повествование не выходит за рамки реализма: речь идёт о сложной, многоходовой и длительной (затянувшейся в общей сложности на десятилетие) операции гонконгской полиции по взятию с поличным босса местной наркомафии, которому, в свою очередь, необходимо провернуть крупную сделку. Но… чуть ли не с самого начала возникает какое-то странное (и страшное!) ощущение, которое по мере развития событий лишь усиливается. Можно не знать, допустим, что у китайцев число «4» считается несчастливым (поскольку звучит похоже на слово «смерть»), и, соответственно, не уловить своеобразного предостережения судьбы в эпизоде, когда инспектор Вон напряжённо ожидает, как из лифта выйдут люди Хона. Однако уже проникнутые лиризмом кадры во вступлении с криминальным авторитетом, посещающим буддистский храм, должны заронить подозрения, что обращение к религии не является красивым жестом создателей. Собственно, чего-то подобного нельзя было сказать и про Джона Ву, у которого (в «Наёмном убийце» /1989/) предметы культа, разлетавшиеся под градом пуль, не сулили ничего хорошего… Оригинальное заглавие ещё более определённо отсылает к Авичи – низшему (восьмому) кругу ада в учении Будды, где преступники обречены беспрестанно умирать и вновь рождаться, безо всякой надежды на искупление и прощение.

Двойная рокировка / Mou gaan dou / Infernal Affairs (2002)Двойная рокировка / Mou gaan dou / Infernal Affairs (2002): кадр из фильма
Не договорились…

Ещё раз подчеркнём: речь не о каком-то жанровом эксперименте. Уникальность картины Вай-кен Лау и Алана Мака, напротив, в том и заключается, что «Двойная рокировка» остаётся типичным криминально-полицейским фильмом, который обязательно приведёт в восторг любителей подобных произведений. Это касается и тех, кто прежде – относился с толикой снисхождения к гонконгской кинопродукции, проникнутой либо незатейливым юмором, либо неумеренной сентиментальностью. Авторы закручивают настолько изощрённую интригу, так мастерски нагнетают саспенс (эпизоду, где Чан выслеживает Хона, встречающегося в тёмном зале кинотеатра со своим человеком, позавидовал бы и Альфред Хичкок!), что как-то не обращаешь особого внимания на то, что перестрелки и погони в ленте – отнюдь не доминируют. Но даже не это главное. Режиссёры из Гонконга чуть ли не впервые со времён Фрица Ланга1 посмели поставить под сомнение превосходство правоохранительных органов над криминальной группировкой – если не моральное (осознание факта принадлежности к полицейским является единственным, что не даёт сорваться внедрённому агенту), то организационное и техническое. В самые напряжённые моменты не покидает ощущение, будто наблюдаешь за битвой интеллектов и нервов двух крупных разведок! Немудрено усомниться чуть ли не в основах современного общества… Во всяком случае оба «крота», несмотря на колоссальные волевые усилия, с трудом справляются с противоестественностью ситуации, интуитивно догадываясь, что капитально погрязли в опасной игре с огнём (в искушении рока), которая не может не завершиться плачевно… Между прочим, этапный во многих отношениях фильм, вызвавший внушительный зрительский ажиотаж2, производит сильное впечатление, даже если ознакомиться с многочисленными (помимо голливудского в постановке Мартина Скорсезе – южнокорейским, индийским и японским) римейками.

.

__________
1 – Вспомним виртуозные кадры поимки маньяка-убийцы в шедевре «М» /1931/, которыми параллельно заняты полиция и криминальный мир.
2 – При бюджете HKD40 млн. кассовые сборы составили HKD55 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+