Дьяволик / Diabolik (1968)

Дьяволик / Diabolik (1968): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Дьяболик» (вариант перевода названия), «Опасность: Дьяволик!» / «Danger: Diabolik!» (Франция), «Опасность: Дьяволик» / «Danger: Diabolik» (международное англоязычное название), «Удар по золоту!» / «Goldstrike!» (рабочее название).

Италия, Франция.

Продолжительность 105 минут.

Режиссёр Марио Бава.

Авторы сценария Дино Маиури, Брайан Дегас, Тудор Гейтс, Марио Бава по сюжету Анджелы Джуссани, Лучаны Джуссани, Дино Маиури, Адриано Баракко и на основе комиксов (без указания в титрах) Анджелы Джуссани и Лучаны Джуссани.

Композитор Эннио Морриконе.

Операторы Антонио Ринальди, Марио Бава (без указания в титрах).

Жанр: фильм действия, комедия, криминальный фильм

Краткое содержание
Инспектор Джинко (Мишель Пикколи) убеждён, что предпринял все меры предосторожности при транспортировке денежной наличности на астрономическую сумму десять миллионов долларов, однако Дьяволика (Джон Филлип Лоу) и Еву Кент (Мариса Мелл) никакие уловки не остановят! Неуловимый вор и его прекрасная сообщница столько раз цинично смеялись над правосудием, что их поимка стала первейшей задачей для правосудия. Даже мафиозо Ральф Вальмонт (Адольфо Чели), обеспокоенный повышенной активностью полиции, предлагает помощь в поимке преступника. Повезёт ли инспектору?

Также в ролях: Терри-Томас (министр), Клаудио Гора (начальник полиции), Марио Донен (сержант Данек), Ренцо Палмер (помощник министра), Катерина Боратто (Леди Кларк), Лучия Модуньо (проститутка), Анни Горассини (Роза), Карло Крокколо (водитель фургона), Лидия Бионди (женщина-полицейский), Андреа Босич (банковский служащий), Федерико Бойдо (подручный Вальмонта), Тиберио Митри (подручный Вальмонта), Франческо Муле (работник морга).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 08.06.2022

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Дьяволик / Diabolik (1968): кадр из фильма
Без маски

Считается, что практически синхронное (в 1962-м году) появление французской «Барбареллы» и итальянского «Дьяволика» ознаменовало подлинную веху в истории западноевропейских комиксов, составивших мощную конкуренцию заокеанской печатной продукции про супергероев. И в общем-то нет ничего удивительного в том, что за создание киноверсий произведений и Жана-Клода Фореста, и сестёр Джуссани взялся Дино Де Лаурентис, причём, по прихоти судьбы, в обеих экранизациях отметился актёр Джон Филлип Лоу. Амбициозный продюсер рассчитывал на сотворение грандиозного зрелища и даже заручился поддержкой голливудских партнёров. Но если Роже Вадим с готовностью принялся осваивать выделенный астрономический бюджет, то Марио Бава приятно удивил кинодельца, уложившись в весьма скромную сумму 200 млн. лир, то есть порядка $400 тыс., взамен анонсированных $3 млн. – и в плотный двухнедельный график (вместо предоставленных четырёх месяцев). Правда, по факту фильм не вызвал повышенного зрительского ажиотажа1 и снискал пресные отзывы в прессе, однако со временем – по мере роста интереса к творчеству режиссёра – приобрёл статус «культового».

Дьяволик / Diabolik (1968): кадр из фильма
С верной подругой

По сравнению с другими постановками Марио (в первую очередь – в поджанре «джалло») «Дьяволик», сделанный по лекалам коммерческого кинематографа, представляется менее «авторским». Характеры отдают шаблонностью, и даже таким ярким артистам, как Мишель Пикколи и Терри-Томас (между прочим, ангажированный всего на день), по сути, негде по-настоящему раскрыть свой талант. Сюжетные повороты предсказуемы и порой не очень логичны, не говоря уже о том, что интонации до обидного не хватает пародийных ноток (как в трилогии Андре Юнебеля о Фантомасе). Тем не менее маэстро и здесь нашёл способ проявить самобытный художественный вкус. Заслуживают похвалы и достаточно высокий (для того времени, конечно) уровень комбинированных съёмок и специальных эффектов, к которым приложил руку Карло Рамбальди, и прежде всего – общее изобразительное решение. Штампы криминальных и шпионских боевиков приобретают крайне необычное (мягко сказано!) звучание в антураже поп-арта, вызывающем ассоциации с модными тогда психоделическими опытами. Разумеется, не последнее место Бава (как и Вадим, впрочем) отвёл знойным эротическим кадрам, важным настолько, что без колебаний расстался с изначально утверждённой на роль Евы «звездой» Катрин Денёв, отдав предпочтение более сговорчивой Марисе Мелл. Но вот что касается попытки выразить витавший в воздухе мятежный дух, проявляющийся в дерзких акциях вора-виртуоза по присвоению наличных денег, уникальных драгоценностей, наконец, нескольких тонн золота… Бунтарский пафос сочетается с гедонистическими мотивами, боюсь, не слишком органично, не позволив истории вора-виртуоза в чёрных одеяниях выразить чаяния эпохи. Да и сам режиссёр вроде как остался недоволен сотрудничеством с Де Лаурентисом.

.

__________
1 – В Италии кассовые сборы составили 265 млн. лир, во Франции было продано 603,6 тыс. билетов, а кинокомпания Paramount Pictures прокатывала картину в основном вторым экраном.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+