Дюна / Dune (1984)

Дюна / Dune (1984): плстер

Полнометражный фильм.

Другое название: «Планета дюн» (вариант перевода названия).

США.

Продолжительность 137 минут (специальный выпуск – 190 мнут; расширенная версия – 177 минут).

Режиссёр Дэвид Линч.

Автор сценария Дэвид Линч по роману Фрэнка Герберта.

Композитор Тото.

Оператор Фредди Фрэнсис.

На премию «Оскар» номинировались: Билл Варни, Стив Маслоу, Кевин О’Коннелл, Нельсон Столл (звук).

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, научная фантастика

Краткое содержание
10991-й год. Ценнейшим минералом является «приправа», позволяющая преодолевать, используя эффект искривления пространства, любые расстояния, которая добывается лишь в одной точке Вселенной — на пустынной планете Арракис, также известной как Дюна. Благородный герцог Лето Атрейдес (Юрген Прохнов) становится жертвой коварного заговора барона Владимира Харконнена (Кеннет МакМиллан). Однако его супруга Леди Джессика (Франческа Аннис) и сын Пол (Кайл МакЛахлен), чьи сверхчеловеческие способности растут день ото дня, остаются в живых и укрываются в пещерах Дюны. Идея Пола, взявшего себе имя Муаддиб, — возглавить свободные племена, обитающие на планете в глубоком подполье, уничтожить базу по добыче «приправы», тем самым принудив принять нужные условия самого императора-падишаха Шаддама IV (Хосе Феррер).

Также в ролях: Леонардо Чимино (доктор барона), Брэд Дуриф (Питер Де Врис), Линда Хант (Шадут Мейпс), Фредди Джонс (Туфир Хават), Ричард Джордан (Дункан Айдахо), Вирджиния Мэдсен (принцесса Ирулан), Сильвана Мангано (преподобная мать Рамалло), Эверетт МакГилл (Стиглар), Джек Нэнс (Нефуд), Патрик Стюарт (Гарни Раута), Стинг (Фейд Раутха), Дин Стоквелл (доктор Веллингтон Йуэх), Макс фон Сюдов (доктор Кайнс), Алисия Уитт (Алиа), Шон Янг (Чани), Джадд Омен (Джамис), в эпизоде Дэвид Линч (рабочий, добывающий «приправу», без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 24.07.2016

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Дюна / Dune (1984): кадр из фильма
Фейд готов к схватке

Дэвид Линч был далеко не первым, кто выразил желание экранизировать одноимённый роман Фрэнка Герберта из трилогии о планете Дюна. Мексиканец Алехандро Ходоровский ещё в середине 1970-х собрал внушительную команду единомышленников и разослал ведущим американским киностудиям аналогичное предложение, которое оказалось, по его собственному признанию, «недостаточно голливудским» и было саботировано. Затем постановку порывался осуществить Ридли Скотт, в итоге отдавший предпочтение другому научно-фантастическому фильму –  «Бегущему по лезвию» /1982/. А вот Линч проявил настойчивость, даже отказавшись от заманчивого предложения – снять третью (шестую) часть цикла «Звёздные войны»! К сожалению, первая по-настоящему коммерческая постановка одарённого авангардиста обернулась и первым в его творчестве фиаско. Кассовые сборы в размере $27 млн. не покрыли и половины огромного ($45 млн.) бюджета. Раздосадованные, продюсеры организовали выпуск телевизионного варианта, увеличенного на 40% по длительности, снабжённого дополнительными эпизодами и сюжетными линиями. В ответ Дэвид отметился в титрах, в качестве сценариста, под псевдонимом Джудас (Иуда) Бут, выбранным «в честь» соответственно печально известного ученика Иисуса Христа и Джона Уилкса Бута – убийцы Президента США Авраама Линкольна, тем самым намекая, что произведение было цинично предано и хладнокровно убито. К сожалению, масла в огонь подлили критики, большей частью – невзлюбившие ленту, заявив о нелогичности фабулы и тяжеловесности режиссуры.

Дюна / Dune (1984): кадр из фильма
Пола не одолеть

И вот с последними обвинениями позволю себе не согласиться. Конечно, необходимо совершить над собой великое усилие, чтобы, во-первых, с ходу вникнуть в авторскую мифологию, а во-вторых, постичь тонкости придворных интриг вселенского масштаба. Линч использовал своё незаурядное дарование, равно как и талант коллег1, для создания воистину грандиозного, ошеломляюще барочного, «феллиниевского»2 действа, поражая причудливостью визуального решения во всём: от геометрически строгих интерьеров космических кораблей до величественных панорам Дюны, где хозяйничают черви исполинских размеров. Не удивительно, что фильм производит завораживающее, почти гипнотическое воздействие, многократно усиливаемое введением паранормальных мотивов, стремлением приоткрыть глубинные возможности людского разума. Вот только при более внимательном (как правило, не при первом просмотре) изучении сотворённого авторами художественного мира сложно не отметить, напротив, внутреннюю последовательность и завершённость этой трагедии о борьбе за власть – шекспировской по накалу страстей и выразительности (хочется сказать, предельно возможной!) человеческих характеров. Неужели и в будущем, по истечении колоссального временного промежутка, мало что изменится по существу?!

.

__________
1 – Декоратор Джорджо Дезидери, художник по костюмам Боб Рингвуд, оператор Фредди Фрэнсис, создатели уникальных спецэффектов, включая мэтра Карло Рамбальди.
2 – Знаменательно, что в образе Туфира Хоуата отметился Фредди Джонс, накануне запомнившийся по исторической кинофантазии маэстро «И корабль плывёт» /1983/.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art


Повторная экранизация:
Дюна / Dune (2000) (мини-сериал)


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter