Джаггернаут / Juggernaut (1974)
Полнометражный фильм.
Другое название: «Яггернаут» (вариант перевода названия), «Ужас на «Британнике» / «Террор на «Британнике» / «Terror on the Britannic» (название на DVD).
Великобритания, США.
Продолжительность 109 минут.
Режиссёр Ричард Лестер.
Автор сценария Ричард Алан Симмонс (в титрах как Richard De Koker), автор дополнительных диалогов Алан Плэтер.
Композитор Кен Торн.
Оператор Джерри Фишер.
Жанр: фильм действия, драма, триллер
Краткое содержание
Алекс Брунел (Омар Шариф), капитан трансатлантического лайнера SS Britannic с тысячью двумястами пассажирами на борту, получает экстренное сообщение. Руководству компании позвонил неизвестный, представившийся Джаггернаутом, и потребовал пятьсот тысяч фунтов стерлингов, угрожая, что в противном случае — взорвутся несколько бомб с часовым механизмом, расположенных на судне. Ситуацию осложняет резко ухудшившаяся погода. Лейтенант-командер Энтони Фэллон (Ричард Харрис) десантируется в море вместе с верными людьми. Его задача — обезвредить взрывные устройства.
Также в ролях: Дэвид Хеммингс (Чарли Брэддок), Энтони Хопкинс (Джон МакЛеод), Ширли Найт (Барбара Бэннистер), Иэн Холм (Николас Портер), Клифтон Джеймс (Корриган), Рой Киннир (Кёртейн), Кэролайн Мортимер (Сьюзан МакЛеод), Марк Бернс (Холлингсуорт), Джон Страйд (Хьюз), Фредди Джонс (Сидни Бакленд), Джулиан Гловер (коммандер Мардер), Джек Уотсон (главный инженер Маллисент), в эпизодах Сирил Кьюсак (майор О’Нилл, без указания в титрах), Майкл Хордерн (мистер Бейкер, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 17.12.2018
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
У нас есть небольшой повод для гордости. Съёмки фильма частично прошли на корабле The Hamburg – уже после того, как его у немецких владельцев приобрёл Советский Союз, чтобы эксплуатировать под новым названием, «Максим Горький». Однако фильм, к сожалению, не пользовался тем громким успехом1, на какой рассчитывали создатели, и вообще оказался недооценённым. Так во всяком случае утверждал Энтони Хопкинс, воплотивший образ офицера Скотланд-Ярда, отправившего жену с двумя детьми в злополучный круиз, и в этом с актёром трудно не согласиться. Оставим на совести кинодраматурга Ричарда Алана Симмонса выпады в адрес постановщика, внесённые которым изменения он посчитал настолько принципиальными, что не пожелал фигурировать в титрах под собственной фамилией (скрылся за псевдонимом Ричард Де Кокер). Ричард Лестер, приглашённый после отказа Брайана Форбса и Дона Тейлора, подошёл к реализации проекта отнюдь не без вдохновения – напротив, постарался привнести кое-что «от себя».
Для режиссёра, получившего признание благодаря легкомысленным кинокомедиям, а также авантюрно-приключенческим (и тоже щедро сдобренным юмором) картинам, обращение к модной тогда тематике фильмов катастроф стало достаточно серьёзным вызовом. Всё-таки действие было основано на подлинных событиях – на инциденте со звонком от анонима, потребовавшего крупный выкуп, угрожая взорвать пассажирский лайнер Queen Elizabeth 2. Не столь существенно, что в реальности, хотя власти действительно не пошли у террориста на поводу, направив сводный отряд бойцов экстра-класса, взрывного устройства так и не обнаружили, а самого преступника – позже арестовали фэбээровцы. Ведь и показанная на экране ситуация с медленным, чрезвычайно опасным разминированием бомб Фэллоном с соратниками – не столь уж фантастична. От Ричарда требовали органичного сочетания зрелищности (хотя айсбергов на горизонте не видно, бушующее море раскачивает судно безжалостно) с мощным саспенсом, поскольку тревога за сапёров, ни в чём не повинных пассажиров и членов экипажа возникает нешуточная. Да и без жертв, увы, не обходится; особо сильное впечатление производит гибель Чарли, тем самым – невольно сохранившего жизнь командиру и старшему товарищу Энтони. Вместе с тем типично лестеровская интонация ощущается в том, как обрисована реакция на ситуацию со стороны правоохранительных органов и спецслужб, экстренно проводящих оперативно-розыскные мероприятия. Стоит ли удивляться главному сюрпризу – личности Джаггернаута (в самом выборе кодового наименования содержится намёк на его готовность идти до конца, напролом, невзирая на препятствия), установленной отнюдь не благодаря проницательности сыщиков или разветвлённой агентурной сети? Он, разумеется, не заслуживает снисхождения, но… как тут не задуматься над «справедливостью» социально-экономической системы Великобритании, порождающей врагов не только вовне страны, но и внутри?!
.
__________
1 – Так, в североамериканском кинопрокате кассовые сборы составили всего $3,4 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Морозов Александр. Катастрофа – и никакого риска // Советский экран. – 1990, № 10. – С. 30-31.
Добавить комментарий