Джанго освобождённый / Django Unchained (2012)

Джанго освобождённый / Django Unchained (2012): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Джанго, освобождённый из цепей» / «Джанго, спущенный с цепи» / «Джанго, сорвавшийся с цепи» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 165 минут.

Режиссёр Квентин Тарантино.

Автор сценария Квентин Тарантино (премия «Оскар»).

Оператор Роберт Ричардсон (номинация на премию «Оскар»).

Жанр: приключенческий фильм, вестерн

Краткое содержание
1858-й год, американский Юг. Доктор Кинг Шульц (Кристоф Вальц, премия «Оскар»), немец по происхождению, в прошлом дантист, а ныне охотник за головами, пытается купить темнокожего Джанго Фримена (Джейми Фокс) у рабовладельцев, братьев Спек (Джеймс Ремар и Джеймс Руссо), — и в итоге добивается своего. Шульц обещает Джанго отпустить его на свободу, если тот поможет найти и опознать особо опасных преступников, братьев Бриттлз (М.К. Гэйни, Купер Хакаби и Док Дьюхейм), за которых объявлена награда.

Также в ролях: Леонардо Ди Каприо («Месье» Кэлвин Дж. Кэнди), Керри Вашингтон (Брумхильда Фон Шафт), Сэмюэл Л. Джексон (Стефен), Дон Джонсон (Спенсер «Большой папочка» Беннетт), Уолтон Гоггинс (Билли Крэш), Деннис Кристофер (Леонид «Лео» Могай), Ато Эссандо (Д’Артаньян), Франко Неро (Америго Вессепи), в эпизодах Дон Строуд (шериф Билл Шарп), Брюс Дерн (Старый Каррукан), Джона Хилл (человек в балахоне), Роберт Кэррадайн (охотник), Джеймс Паркс (охотник), Том Савини (охотник), Квентин Тарантино (служащий The LeQuint Dickey Mining Co.).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 12.06.2013

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Джанго освобождённый / Django Unchained (2012): кадр из фильма
Великое молчание Джанго

Квентину Тарантино показалось мало сотрудничества в качестве актёра (почётного «знакового» исполнителя) с Такаси Миикэ, с сарказмом отстаивавшим крамольную мысль о том, что своими корнями легенда о Джанго, так броско обыгранная творцами «спагетти-вестернов», уходит в… японские жанровые образчики, условно окрещённые «сукияки-вестернами». В собственную вариацию на темы, до боли знакомые всем, кто не разделяет шовинистских взглядов американцев и признаёт за европейцами право на художественную интерпретацию истории покорения Дикого Запада, он даже пригласил Франко Неро! Причём изображённый итальянским актёром Америго Вессепи спрашивает Фримена, как его зовут, и многозначительно сообщает, что в курсе того, что заглавная буква «D» в имени не произносится…

Джанго освобождённый / Django Unchained (2012): кадр из фильма
Прекрасная невольница

Казалось бы, Квентину – и карты в руки! Кто лучше Тарантино, обладающего уникальным даром не просто стилизации, а творческого переосмысления и… присвоения наиболее эффектных приёмов и находок других режиссёров, мог бы вдохнуть новую жизнь в самобытный поджанр, когда-то внёсший свежую струю в ковбойские фильмы, но исчерпавший себя и подзабытый, как минимум, четверть века? И он в значительной мере оправдывает надежды, ориентируясь не столько на общепризнанные достижения (хотя без цитат из картин Серджо Леоне всё равно было не обойтись), сколько на менее известные образчики – насыщая повествование массой реминисценций и расхожих мотивов. От вступительных титров (обратите внимание на шрифт!) и приглашения на разные камео артистов, легко узнаваемых киноманами, до весьма своеобразной компоновки саундтрека. Эннио Морриконе даже бросил в сердцах, что больше не станет сотрудничать с режиссёром, бессвязно (нелогично, непоследовательно, неорганично) вводящим в повествование музыку. Но это как раз является частью тонкой художественной игры – и если схватка Невесты с О-рен в зимнем саду протекала под зажигательные ритмы фламенко, то, скажем, противостояние Джанго головорезам Кэнди под звуки суровых хип-хоп-композиций тем более естественно. Более того, такому тотальному и радикальному постмодернисту оказывается тесно в затхлой атмосфере Юга – на вотчине плантаторов-колониалистов, привезённых из Африки невольников, разыскиваемых преступников, шерифов, фермеров, ковбоев, азартных игроков и интеллигентов, подвизавшихся на доходном поприще охотников за головами. Ещё старый уклад не унесён ветром гражданской войны, а в темнокожем рабе с «говорящей» фамилией (какая ирония – ‘свободный человек’!), получающем волю и готовом на всё, лишь бы спасти любимую супругу Брумхильду фон Шафт1, уже зреют задатки крутых полицейских и частных сыщиков из «блэксплуататорских» боевиков. И надо, прямо скажем, хорошо знать специфическое течение, чтобы догадаться, что владелец Кэндилэнда вдохновлялся примером Максвеллов («Мандинго» /1975/ Ричарда Флейшера), устраивавших борцовские поединки подневольных негров. А с другой стороны – никуда не деться от высокой классической культуры, напоминающей о себе отсылками к германскому эпосу о Нибелунгах, багателью «К Элизе» Бетховена (божественного Людвига Ван) и книгой Александра Дюма-отца о трёх мушкетёрах.

Джанго освобождённый / Django Unchained (2012): кадр из фильма
Навстречу свободе!

Словом, примерно то, чего ожидали (ожидали, естественно, с нетерпением2) от Тарантино, причём кинематографист не обманул и тех потенциальных зрителей, кто рассчитывал на новое хлёсткое, лишённое политкорректности, с акцентами, расставленными отнюдь не в угоду «примиренческой» политике первого чернокожего Президента США, зрелище. Квентин не приемлет стыдливого приукрашивания одной из самых позорных страниц истории страны, не слишком церемонясь в изображении бремени белого человека, не ограничивающего себя ни в эксплуатации, ни в наказаниях рабов, низведённых в правах до животных, а то и – до неодушевлённой собственности, но и позволяя освобождённым «ниггерам»3 взять впечатляющий реванш. Особенно достаётся на орехи джексоновскому Стефену, который, если разобраться, недалеко ушёл от доброй и чуть ворчливой служанки Мамми, бесконечно преданной хозяевам, а доблестный Ку-клукс-клан вообще выставлен скопищем недоумков. Да и в целом нельзя забывать о специфической, с налётом цинизма морали «спагетти-вестернов», где добро обязательно вооружено «кольтом» или «винчестером», а зло – должно быть повержено, как бы трудно ни было, допустим, застрелить беглого бандита на глазах у его маленького сына. Вот только Тарантино, хотя и получил премию «Оскар» за сценарий, наверное, впервые услышит упрёки в том, что повествование неоправданно затянуто и перенасыщено диалогами – в ущерб чистому действию, напряжённости, наконец, драматизму судеб. Двух с половиной часов ожидания блистательной кульминационной перестрелки, знаменующей собой восстановление попранной справедливости, будет, боюсь, многовато…

.

__________
1 – Авторы подчёркивали, что это не совпадение – что она действительно является прапрабабушкой Джона Шафта.
2 – Не удивительно, что при бюджете в $100 млн. кассовые сборы составили $423,98 млн.
3 – Это слово, ругательное в английском языке, намеренно звучит с экрана свыше 110 раз.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+