Джентльмены предпочитают блондинок / Gentlemen Prefer Blondes (1953)
Другие названия: «Джентльмены предпочитают блондинок» Говарда Хоукса» / «Howard Hawks’ Gentlemen Prefer Blondes» (полное название).
США.
Продолжительность 91 минута.
Режиссёр Говард Хоукс.
Автор сценария Чарльз Ледерер на основе музыкальной комедии Джозефа Филдса и Аниты Лус.
Композиторы Ли Харлин, Лайонел Ньюман, Хэл Шефер, Герберт У. Спенсер (все – без указания в титрах).
Оператор Гарри Дж. Уайлд.
Жанр: комедия, мюзикл, мелодрама
Краткое содержание
Темноволосая танцовщица Дороти Шоу (Джейн Расселл) обещает быть хорошей компаньонкой — присматривать за своей подругой и партнёршей в шоу, белокурой Лорелей Ли (Мэрилин Монро), с которой отправляется на роскошном лайнере в Европу. Блондинка должна обвенчаться во Франции с Гасом Эсмондом-мл. (Томми Нунан), однако отцу жениха (Тейлор Холмс) затея со свадьбой не нравится, и он нанимает частного сыщика Эрни Мэлоуна (Эллиот Рид), чтобы тот нашёл способ скомпрометировать девушку.
Также в ролях: Чарльз Коберн (Фрэнсис «Пигги» Бикман), Норма Варден (леди Бикман), Джордж Уинслоу (Генри Споффард III), Марсель Далио (магистрат), Говард Уэнделл (Уотсон), Стивен Герей (менеджер отеля), Гарри Кэри-мл. (Уинслоу из олимпийской команды, без указания в титрах), Джордж Чакирис (хорист, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 10.11.2023
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Наряду с картиной Жана Негулеско «Как выйти замуж за миллионера» /1953/, выпущенной на киноэкраны той же кинокомпанией 20th Century Fox четырьмя месяцами позже, постановка Говарда Хоукса не просто снискала оглушительный успех1, но и представила Мэрилин Монро широкой публике в её коронном амплуа. Да, «восходящую звезду» не могла порадовать скромная величина доходов ($500 в неделю), особенно по контрасту с Джейн Расселл, чей гонорар составил $200 тыс. Вместе с тем материал позволил актрисе предстать в по-настоящему выигрышном свете и играючи затмить партнёршу – в полном соответствии с посылом названия. Хотя мисс Шоу прибегает под занавес к «нечестной» уловке, заявившись в зал суда белокурой красавицей (то есть изменив цвет волос) – и даже исполнив песню в манере своей сексапильной компаньонки, по завершении сеанса не остаётся ни малейших сомнений, кому из подруг принадлежит пальма первенства в деле завоевания мужских сердец. Закономерно, что продолжение с назидательным (да ещё и опровергающим развязку первой части!) заголовком «Мужчины женятся на брюнетках» /1955/ сопоставимого ажиотажа не вызвало.
Впрочем, лично я никогда не испытывал желания отнести ленту к числу выдающихся достижений Мэрилин – в отличие от работ Билли Уайлдера (особенно искромётной комедии «В джазе только девушки» /1959/). По слухам, Хоукс не пылал на съёмках энтузиазмом, охотно делегируя часть полномочий другим профессионалам – хотя бы хореографу Джеку Коулу, поставившему зажигательные музыкально-танцевальные номера, в том числе на композицию Diamonds Are a Girl’s Best Friend. Дело не только в том, что кажется чересчур прямолинейным небесспорный пафос фильма, воспевающего искательниц толстосумов, которые-де не устоят перед женскими чарами – и одарят деньгами да драгоценностями. Сэр Фрэнсис Бикмен вот поддался соблазну, вознаградив Лорелей уникальной фамильной тиарой… Хотя Чарльз Ледерер выслушал немало похвал за то, что побоялся привнести в сценарий массу нового, учитывающего индивидуальности обворожительных исполнительниц, остаётся лишь сожалеть, что возможности, заложенные в литературном первоисточнике, оказались кинематографистами проигнорированы.
А между тем роман «Джентльмены предпочитают блондинок: Интимный дневник профессиональной леди» /1925/, вышедший из-под пера Аниты Лус, заслуженно стал бестселлером (№2 в 1926-м году, по данным еженедельника Publishers Weekly) – и не просто бестселлером. Эта остроумная и изящная сатира заслужила лестные сравнения с «Великим Гэтсби» /1925/ Фрэнсиса Форда Фицджеральда если не по части общего художественного уровня, то во всяком случае – благодаря феноменально меткому отражению реалий периода Просперити. Ревущие двадцатые предстают, что греха таить, в неожиданном свете в откровенных дневниковых записях жгучей красавицы, до смешного глупенькой и ограниченной, зато… проявляющей поразительную смекалку, когда требуется раскрутить на дорогие подарки очередного джентльмена. Героиня Монро гораздо симпатичнее в чисто человеческом плане, но потому-то киноверсия и вылилась в салонную комедию. Правда, справедливости ради следует оговориться, что признанный кинорежиссёр отталкивался не столько от оригинала, сколько от бродвейского мюзикла, для которого Лус сама (в соавторстве с Джозефом Филдсом) адаптировала своё произведение, волей-неволей пойдя на компромиссы. Постановка, стартовавшая на подмостках Театра Зигфелда 8-го декабря 1949-го года и выдержавшая 740 представлений, буквально просилась на экраны! Что поделать, если перед блондинками действительно сложно устоять…
.
__________
1 – При бюджете $2,3 млн. кассовые сборы оцениваются в $5,3 млн. (львиная доля – $5,1 млн. – пришлась на национальный кинопрокат).
Прим.: рецензия опубликована впервые
Добавить комментарий