Джо / Joe (1970)

Разлогов Кирилл. Синие воротнички // Советский экран. – 1986, № 12. – С. 21.

СИНИЕ ВОРОТНИЧКИ

Ценность киноведческого исследования определяется и вводимым в научный обиход новым материалом, и специфичностью ракурса, в котором рассматриваются вещи известные. Эти два достоинства объединяет книга М. Шатерниковой «Синие воротнички» на экранах США»*, посвященная практически не изученной (у нас и за рубежом) теме рабочего класса в американском кино. Перед автором стояла чрезвычайно сложная задача–раскрыть своеобразие экранной трактовки тематики, для «индустрии развлечений» сугубо периферийной, показать связь образа человека труда в искусстве с развитием рабочего движения, его внутренними противоречиями и конфликтами. В ее решении автор сочетает принцип исторического изложения материала с порой весьма подробными аналитическими экскурсами в конкретную историю как кинематографа, так и социальной жизни Америки XX века.

Глубоко закономерно, что наиболее интересными получились разделы, посвященные так называемому альтернативному кинематографу, непосредственно связанному с классовой борьбой пролетариата. Документальное кино, рабочая хроника, деятельность кинофотолиги в начале 30-х годов, затем группы «Фронтир филмз» получают на страницах книги подробное и заинтересованное отражение. Плодотворно постоянное обращение автора к дискуссиям, сопровождавшим выход того или иного заметного произведения на экраны, свидетельским показаниям художников и зрителей. Выпукло очерчена история создания фильма «Соль земли» – классического произведения независимого кино Америки, остающегося вдохновляющим примером и для мастеров современной прогрессивной документалистики, пути развития которой очерчены автором, пожалуй, чересчур бегло.

В голливудской продукции трактовка рабочей тематики, естественно, отличалась значительно большей сложностью и внутренней противоречивостью. Критик не скрывает этой сложности, пытается раскрыть ее первоистоки и механизмы фальсификации. В целом вычленение темы человека труда рождает своеобразный стереоскопический эффект, при котором. казалось бы. хорошо известная история американского кино раскрывается весьма неожиданными гранями. «Новые времена» Ч. Чаплина и «Гроздья гнева» Д. Форда, антикоммунистическая истерия маккартизма и «На берегу» Э. Казана, рабочий фашист Джо и профсоюзная активистка Норма-Рэй из одноименных фильмов 70-х годов соответственно Джона Эвилдсона и Мартина Ритта предстают на страницах книги во всем многообразии их социально-политических и художественных опосредований. В результате вычерчиваются последовательные линии прогрессивного и реакционного подходов к истолкованию образов рабочих, которые парадоксально нередко объединяет изрядная доля социального критицизма не только слева, но и справа.

Конечно, не все в равной мере удалось автору. Отдельные примеры рассматриваются недостаточно подробно, иллюстративно, трактуются однозначно, без достаточного учета специфики художественного отображения социальной реальности. Есть в книге и спорные суждения. Так, нельзя согласиться с тем, что Голливуду свойственно неприятие реалистической эпопеи в принципе (стр. 54). Скорее наоборот – эпическая струя в американском кино звучала и звучит значительно сильнее, нежели в других западных кинематографиях, хотя приобретает, как правило, консервативно-охранительный оттенок. Вряд ли оправдана «доля иронии» в отношении к такому принципиально важному явлению в американской культуре, как «черный роман» и «черный фильм».

Однако, несмотря на отдельные недостатки, очерченная автором панорама американского кино в нетрадиционном ракурсе, безусловно, обладает важнейшими для заинтересованного судьбами киноискусства читателя преимуществами сочетания новизны и фундаментальности.

К. РАЗЛОГОВ

_______

* Шатерникова М. «Синие воротнички» на экранах США» (Человек труда в американском кино). М., Искусство. 1985.

21

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+