Эдипусси / Ödipussi (1988)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Эдипусси» Лорио» / «Loriots Ödipussi» (полное название).
ФРГ.
Продолжительность 88 минут.
Режиссёр Лорио.
Автор сценария Лорио.
Композитор Рольф А. Вильгельм.
Операторы Ксавье Шварценбергер, Михаэль Стёгер.
Жанр: комедия, мелодрама
Краткое содержание
Пауль Винкельманн (Лорио) уже давно не мальчик. Он живёт отдельно и вполне успешно управляет семейным магазинчиком по продаже тканей, но по-прежнему не может избавиться от опеки престарелой матери (Катарина Браурен), для которой остаётся маленьким «Пусси». Знакомство с женщиной-психологом Маргаретой Титце (Эвелин Хаманн) обещает перерасти в романтические отношения, однако… одобрит ли это строгая родительница?
Также в ролях: Эдда Зайпель (мама Мергериты), Рихард Лауфен (отец Мергериты), Клаус Шульц (герр Вебер), Вальтер Хор (балетмейстер), Розмари Фендель (фрау Вестфаль), Хайнц Майер (герр Мюллер), Ганс-Гюнтер Мартенс (доктор Шноор).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.11.2024
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
«Эдипусси» остался в истории немецкого кинематографа уже по той причине, что оказался первым фильмом, премьера которого состоялась в ГДР и в ФРГ в один день (10-го марта 1988-го, с разницей в несколько часов), причём Лорио успел побывать на обоих торжественных мероприятиях. Это не покажется удивительным, если знать, какой колоссальной популярностью пользовались произведения урождённого Викко (Бернгарда Виктора Кристофа-Карла) фон Бюлова у читателей и зрителей по обе стороны Берлинской стены. Он получил широкую известность сразу в нескольких качествах: писателя, карикатуриста, режиссёра (и анимационного, и игрового!), сценариста, наконец, артиста – артиста по преимуществу комедийного. Естественно, дебютную полнометражную постановку «звезды» публика ждала с нетерпением – и не разочаровалась1. Вместе с тем лента должна понравиться и тем, кто совершенно незнаком с ранним творчеством создателя – например, со скетчами из юмористического телешоу «Лорио» /1976-78/, откуда также перешла актриса Эвелин Хаманн.
Взятый автором за основу драматургический конфликт является универсальным, что можно легко проиллюстрировать примерами. Вспомним хотя бы советскую двухсерийную комедию «По семейным обстоятельствам» /1978/, где суровая Изольда Тихоновна держала сына-художника в ежовых рукавицах. А уж с заокеанским «Марти» /1955/ (кстати, вскоре вдохновившим Криса Коламбуса на вольный ремейк) напрашиваются прямые параллели!.. Вынесенное в заголовок загадочное слово составлено из имени Эдип и прозвища «Пусси», в устах пожилой дамы – применительно к пятидесятишестилетнему седовласому мужчине – звучащего нелепо. Лорио не хуже Вуди Аллена подтрунивает над приверженцами фрейдистской концепции, однако старается обойтись без грубоватого (с уклоном в интеллектуальное занудство) юмора. Он прибегает к гэгам и комическим ситуациям (допустим, Маргерита с Паулем нечаянно заносят на обуви грязь в дом к пожилым пациентам-клиентам), но основную ставку делает, конечно же, на колоритные характеры. Актёр на редкость убедительно перевоплотился в образ герра Винкельманна, потрясающего знатока тканей, мебели, бытовой техники.
Впрочем, обаяние остроумной и тонкой комедии придают не только психологические наблюдения. Не думаю, что фон Бюлов, принадлежащий к аристократическому роду, а в молодости успевший повоевать на фронтах Второй мировой войны (и позже сожалевший, что не принял участие в заговоре против Адольфа Гитлера), привил персонажу черты собственного характера. По мере развития перипетий лишь укрепляешься в мысли, что при всём чудачестве Пауль является типичнейшим бюргером – и даже довёл до грани абсурда некоторые привычки, присущие представителям своего поколения. Во всяком случае на заседании политического клуба он не выделяется решительно ничем. А как Винкельманн разбирается в предметах, греющих душу любому обывателю, с какой гордостью сообщает избраннице о готовности достать со скидкой телевизор или шкаф!.. Вот и получается, что так называемый «Пусси» променял размеренное, комфортное, безмятежное (на самом-то деле – скучное до невозможности) существование на жизнь, полную открытий и ярких впечатлений. К счастью, судьба одарила встречей с фройляйн Титце, чьи отношения с родителями тоже далеки от идеала, и позволила воочию убедиться: любви воистину все возрасты покорны. Остроумные финальные кадры прозрачно намекают, что будущее пару ждёт не лишённое проблем, зато – насыщенное.
.
__________
1 – В западногерманском прокате картина собрала аудиторию 4,6 млн. зрителей, уступив в сезоне лишь голливудскому триллеру «Роковое влечение» /1987/.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий