Экипаж / Ekipazh (1979)

Экипаж / Ekipazh (1979): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Экипаж» / «Air Crew» (международное англоязычное название).

СССР.

Продолжительность 144 минуты.

Режиссёр Александр Митта.

Авторы сценария Юлий Дунский, Валерий Фрид, Александр Митта при участии

Бориса Уриновского.

Композитор Альфред Шнитке.

Оператор Валерий Шувалов.

Жанр: фильм действия, драма, триллер, мелодрама

Краткое содержание
Экипаж пассажирского авиалайнера Ту-154, бортовой номер СССР-85131, под командованием Андрея Васильевича Тимченко (Георгий Жжёнов) получает задание доставить груз в Бидри и забрать людей из зоны извержения вулкана. По прибытии на место выясняется, что обстановка резко ухудшилась и близка к критической.

В ролях: Анатолий Васильев (Валентин Георгиевич Ненароков, второй пилот), Леонид Филатов (Игорь Скворцов, бортинженер), Александра Яковлева (Тамара, стюардесса), Ирина Акулова (Аля, жена Ненарокова), Екатерина Васильева (Анюта, жена Тимченко), Юрий Горобец (Миша, «списанный» пилот), Комаки Курихара (Кумико Моримицу, заложница), Александр Павлов (штурман), Галина Гладкова (Наташа, дочь Тимченко), Иван Агафонов (кадровик министерства гражданской авиации, без указания в титрах), Вадим Александров (пассажир), Лариса Барабанова (говорливая пассажирка), Леонид Чубаров (пассажир в пледе), Гуранда Габуния (пассажирка-грузинка), Елена Коренева (Нонна, бывшая любовница Скворцова), Рома Монин (Алик, сын Валентина Ненарокова), Клара Румянова (пассажирка с сыном / Алик, озв.), Иван Рыжов (Иван Петрович, дедушка Тамары), Мария Скворцова (Евдокия Петровна Мишакова, тёща Ненарокова).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 24.03.2014

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Экипаж / Ekipazh (1979): кадр из фильма
На сколько хватит здоровья?

Подобно тому, как многие поклонники американского кинематографа искренне убеждены в том, что «Аэропорт» /1970/ является первым фильмом-катастрофой Голливуда, аналогичный почётный статус применительно к советскому киноискусству приписывают «Экипажу». В обоих случаях это придаёт кинопроизведениям дополнительный вес, но… слишком уж несправедливо звучат такого рода утверждения по отношению к предшественникам создателей обеих картин. А Александр Митта, мало того, утверждал в интервью, что, приступая к съёмкам, якобы не имел возможности воочию ознакомиться с западными жанровыми образчиками, как будто является великой тайной, допустим, выпуск в советский кинопрокат (в 1976-м) «Гибели Японии» /1973/ Сиро Моритани. Да и бестселлер Артура Хейли вышел в СССР из печати (в издательстве «Художественная литература») в 1978-м году.

Экипаж / Ekipazh (1979): кадр из фильма
Любовь или очередное увлечение?

Всего перечисленного, на мой взгляд, не требовалось для того, чтобы подчеркнуть достижения кинематографистов, благо что колоссальная посещаемость (аудитория оценивается в 70,1 миллионов человек) позволила ленте уверенно занять место среди рекордсменов отечественного проката за всю историю. Мифы вообще редко приносят пользу. У чиновников от «важнейшего из искусств» и без того было достаточно поводов для гордости и оснований представлять «Экипаж» на конкурсы разного уровня – от ВКФ в Душанбе и кинофестиваля Чехословацко-советской дружбы до киносмотра в Чикаго (где жюри, впрочем, осталось равнодушным). По сложности комбинированных съёмок в эпизоде, когда строители и члены их семей оказались окружены горами, с которых стремительно несётся горящий селевой поток, наши мастера с лёгкостью заткнули за пояс иностранных конкурентов. Такой величественной, с позволения сказать, картины всепроницающего, беснующегося (точно люди внезапно провалились в разверзнувшуюся бездну преисподней, запоздало вспомнив Господа и начав молиться) пламени не удавалось явить ни раньше1, ни позже! В заключительной же части повествования, когда Ненарокову приходится латать – снаружи – порвавшуюся обшивку самолёта, а Скворцов пытается починить неисправный руль высоты, комбинированные съёмки резко усиливают драматизм. Переживаешь до глубины души за пассажиров, которых ситуация не только заставляет спешно подавлять страх, но и… наводит на самые неожиданные философские размышления о превратностях фортуны. И, безусловно, не может не поразить подвиг пилотов, в характерах которых, судя по предшествующим событиям, нет абсолютно ничего героического…

Экипаж / Ekipazh (1979): кадр из фильма
Теперь — на всю жизнь

Последнее замечание – принципиально. Талант кинодраматургов (Юлий Дунский и Валерий Фрид в очередной раз, на новом для себя материале раскрылись тонкими знатоками человеческих душ) проявляется не только в филигранном нагнетании напряжения. Первая серия сознательно, надо полагать, лишена зрелищных моментов (трудовые будни пилотов показаны фрагментарно) и сосредоточена на непохожих судьбах членов экипажа. Ни уважаемый командир корабля, малодушно опасающийся списания на землю по состоянию здоровья и с трудом находящий общий язык со своенравной дочерью, ни бортинженер, ведущий разгульное существование, не уставая менять любовниц, ни второй пилот, не выдерживающий, невзирая на незаурядную выдержку, скверного нрава супруги и подавший на развод, ничем не выделяются среди таких же простых людей. Важное уточнение: советских людей. Дело даже не в профессии – все ходим под Богом, никто не застрахован от опасной внештатной ситуации, когда человек и проверяется обстоятельствами на стойкость и мужество. В жизни всегда есть место подвигу, как не без резона любили повторять у нас (и с чем, к слову, не согласился Вадим Абдрашитов в ленте «Остановился поезд» /1982/, также не лишённой элементов фильма-катастрофы). До тех пор, пока граждане сохраняют готовность в любой момент ответить на вызов и не стушеваться, забыв всё мелочное и наносное, народ воистину непобедим.

.

__________
1 – Например, во впечатляющем «Аде в поднебесье» /1974/.

Прим.: рецензия публикуется впервые


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter