Экспромт / Impromptu (1991)

Экспромт / Impromptu (1991): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «Импровизация» (вариант перевода названия).

Великобритания, Франция.

Продолжительность 107 минут.

Режиссёры Джеймс Лэпайн.

Автор сценария Сара Кернокан.

Использована музыка Фредерика Шопена, Ференца Листа, Людвига ван Бетховена.

Оператор Бруно де Кейзер.

Жанр: биографический фильм, комедия, музыкальный фильм, мелодрама

Краткое содержание
Баронесса Амандина Аврора Люсиль Дюпен (Джуди Дэвис), известная в качестве писательницы, публикующейся под творческим псевдонимом Жорж Санд, влюбляется в композитора Фредерика Шопена (Хью Грант), который, однако, не спешит ответить ей взаимностью. Ситуацию осложняют происки Мари д’Агу (Бернадет Питерс), жены Ференца Листа (Джулиан Сэндз), тоже положившей на Фредерика глаз.

Также в ролях: Мэнди Патинкин (Альфред де Мюссе), Ральф Браун (Эжен Делакруа), Жорж Коррафас (Фелисьен Маллефиль), Эмма Томпсон (герцогиня д’Антан), Антон Роджерс (герцог д’Антан), Элизабет Сприггс (баронесса Лажински), Люси Спид (юная Аврора), Анна Мэсси (мать Жорж Санд), Дэвид Биркин (Морис).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 26.12.2014

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Экспромт / Impromptu (1991): кадр из фильма
Альфред и Жорж

Джеймс Лэпайн больше известен своими достижениями на сценических подмостках, в первую очередь – постановками мюзиклов. Но и в его кинематографических работах музыке непременно отводится важное (чаще – ключевое) место. Остаётся только гадать, насколько автобиографическим являлся сценарий, написанный его супругой Сарой Кернокан, которая наверняка не упустила возможности привнести в историю любви двух знаменитых личностей какие-то аспекты отношений с собственным супругом. Не исключено, что искусствоведы настороженно отнесутся к трактовке образов, к описанию обстоятельств, предшествовавших и сопутствовавших знакомству, а главное, к самому выбору той части романа, что будоражила воображение современников и даже, чего греха таить, становилась предметом пересудов. Однако первое, что бросается в глаза во время сеанса и чем картина сразу покоряет, – это лёгкая, игривая, чуть ироничная интонация, совсем не созвучная накалу борения страстей и изматывающей битвы полов, памятному по дебютной картине женщины-кинодраматурга, «Девять с половиной недель» /1986/.

Экспромт / Impromptu (1991): кадр из фильма
Начало романа?

Актёры Хью Грант и Джулиан Сэндз брали уроки игры на фортепьяно (причём целенаправленно осваивали разные техники), и персонажам-композиторам действительно приходится демонстрировать своё мастерство, услаждая слух, например, герцогини д’Антан – восторженной почитательницы обоих гениев. И всё-таки не покидает ощущение, что «Экспромт» близок по духу не столько их немеркнущим сочинениям или литературным опытам Санд, сколько пьесам её ветреного и эгоистичного воздыхателя Альфреда де Мюссе или же – «Безумному дню, или Женитьбе Фигаро» Бомарше. Не иначе, как проказник Амур, которому «крыла даны», чтоб «порхать, порхать всегда», стоит за внезапно вспыхнувшим в груди писательницы, избравшей мужской псевдоним и вообще – всячески подчёркивающей свою принадлежность к эмансипированным женщинам, высоким чувством к пану Шопену. К молодому человеку чрезвычайно болезненному (внезапно нападающие приступы кашля то и дело омрачают светские застолья), мнительному, склонному к меланхолическому уединению и предающемуся прекраснодушным мечтаниям – словом, к своей полной противоположности. Особенно забавно наблюдать, как Фредерик, расхрабрившись и приняв вызов на дуэль напористого соперника в деле покорения сердца Жорж, в самый ответственный момент… падает в обморок, а та, перехватив пистолет, ранит изумлённого бывшего избранника. Но пафос кинопроизведения не сводится к ехидной народной поговорке про то, что любовь зла. Невзирая на все треволнения и нелепые ситуации, несмотря на досужие кривотолки, вопреки интригам неудовлетворённой и завистливой Мари, роман действительно благотворно сказался на бурной, эмоционально яркой жизни двух одарённых творческих натур. Искусство не нуждается в самооправдании, как замечает Альфред, позволивший себе высмеять гостеприимную аристократку в наспех набросанной пьесе, – и это тем более справедливо, когда находят друг друга два одиноких сердца. К сожалению, лента Лэпайна не снискала коммерческого успеха1, а было бы, признаться, интересно узнать о том, какой они с Кернокан увидели дальнейшую судьбу Шопена и Санд.

.

__________
1 – Так, в североамериканском прокате кассовые сборы составили $4,07 млн. (при бюджете порядка $6 млн.).

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Видеоклуб // Ровесник. – 1991, № 10. – С. 32.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+