Экстро / Xtro (1983)

Экстро / Xtro (1983): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Экс-тро» / «X-tro» (США: название на рекламном плакате).

Великобритания.

Продолжительность 81 минута.

Режиссёр Гарри Бромли Дэвенпорт.

Авторы сценария Роберт Смит, Йэйн Кэсси по сюжету Гарри Бромли Дэвенпорта, Майкла Пэрри.

Композитор Гарри Бромли Дэвенпорт.

Оператор Джон Меткалф.

Жанр: фильм ужасов, научная фантастика

Краткое содержание
Ослепительно яркий свет в небе — последнее, что запомнил юный Тони (Саймон Нэш) о дне, когда бесследно исчез его отец, Сэм Филлипс (Филипп Сэйер). Проходит три года, супруга пропавшего без вести, Рейчел (Бернис Стегерс), живёт с другим мужчиной, Джо Дэниэлсом (Дэнни Брейнин), и юной француженкой Энэлайз Мерсье (Мэриам д’Або): на возвращение Сэма никто уже, кажется, не надеется. Однако домочадцев ждёт ещё более неприятный сюрприз.

Также в ролях: Питер Мэнделл (клоун), Дэвид Кэрди (Майкл), Анна Уинг (миссис Гудман).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 22.05.2013

Авторская оценка 4/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Экстро / Xtro (1983): кадр из фильма
Визитёр с другой планеты

Приступая к дебютной постановке, англичанин (уроженец Лондона) Гарри Бромли Дэвенпорт явно намеревался сотворить нечто среднее между работами Дэвида Кроненберга, Ридли Скотта, Джона Карпентера. С последним из упомянутых мастеров его роднит ещё и то обстоятельство, что режиссёр использовал в фильме музыку собственного сочинения1, хотя как раз в «Нечто» /1982/, послужившем одним из источников вдохновения (плагиата?), Джон сотрудничал с признанным композитором Эннио Морриконе. В части специальных эффектов, демонстрирующих различные метаморфозы загадочного «экстро», включая второе рождение инопланетянина земной женщиной, выбранной (примерно как в случае с чужаком, откладывающим зародыш в грудную полость) в качестве жертвы, авторы, безусловно, заслуживают похвал. Их ухищрения рассчитаны на чувство естественного отвращения, возникающего у публики к существу внеземного происхождения, у которого нет иного выхода, кроме как принять привычный, не отталкивающий людей облик – пусть и ненадолго. Наконец, Дэвенпорт не ограничивается желанием сотворить заурядный фильм ужасов на фантастическом материале, во второй половине повествования привнося причудливые, сюрреалистические элементы…

Экстро / Xtro (1983): кадр из фильма
Экстро крупным планом

Впрочем, как раз это кажется слабой стороной кинопроизведения. Дело не только в том, что с момента появления невесть откуда взявшихся оживших игрушек, угрожающих благополучию обитателей многоквартирного дома, действие утрачивает всякое подобие логики. Образ зловещего клоуна, помогающего2 юному Тони привыкнуть к неизбежной участи, уготованной родителем, настраивает зрителей на язвительный лад относительно завышенных художественных притязаний постановщика: тоже мне, дескать, новый Федерико Феллини нашёлся! Или даже Микеланджело Антониони, поскольку профессию Джо, в перерывах между выяснениями отношений с Рейчел проводящего фотосессии с манекенщицами, вполне можно счесть намёком на «Фотоувеличение» /1966/… Эстетские ухищрения, к сожалению, подтверждают догадку, что фантазии авторов хватило только на интересную завязку, и они громоздят ситуации одна абсурднее другой, подводя к неизбежному финалу – «трогательному» воссоединению отца и сына. Правда, режиссёр планировал завершить картину на ещё более жуткой ноте, пойдя в последний момент на уступки исполнительному продюсеру Роберту Шэйу, однако продолжения, снятые им спустя восемь и двенадцать лет соответственно, подтвердили, что удел создателя «Экстро» – остаться ремесленником-подражателем.

.

__________
1 – Между прочим, с юмором охарактеризованную им самим в интервью как «вопящие синтезаторы».
2 – Если только вообще не является плодом расшалившегося воображения ребёнка или внушения извне.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Фильм – лексикон жанра // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 26. – С. 120-125.
Кудрявцев Сергей. Видеокомпас // Советский экран. – 1989, № 7. – С. 29.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+