Элиза / Élisa (1995)

Элиза / Élisa (1995): постер

Полнометражный фильм.

Другое название: «Элиза» / «Elisa» (международное англоязычное название).

Франция.

Продолжительность 115 минут.

Режиссёр Жан Беккер.

Авторы сценария Жан Беккер, Фабрис Каразо.

Композиторы Мишель Коломбье, Збигнев Прайснер (премия «Сезар»).

Оператор Этьен Беккер.

Жанр: драма

Краткое содержание
Мари Демулен (Ванесса Паради), после самоубийства матери Элизы (Флоранс Томассен) не захотевшая жить у дедушки (Андре Жюльен) с бабушкой (Рен Бартев) и воспитывавшаяся в сиротском приюте, незадолго до совершеннолетия сбегает из детского дома. Вместе с лучшей подругой Соланж (Клотильда Куро, две номинации на «Сезар») и темнокожим подростком Ахмедом (Секку Салль) она добывает средства на пропитание, занимаясь мелким воровством и мошенничеством. Однако Мари укрепляется в намерении найти своего отца, Жака Лейбовича Демулена (Жерар Депардье), и отомстить ему за то, что бросил супругу с маленькой дочкой.

Также в ролях: Вернер Шрайер (дирижёр), Мишель Буке (Самуэль), Филипп Леотар (курильщик), Катрин Рувель (Манина), Мельвиль Пупо (сын аптекаря), Оливье Саладен (Кевин), Бернар Верле (антрепренёр), Жерар Шеллу (Клод Шапелье), Бернар Линко (владелец бара).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.08.2018

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Элиза / Élisa (1995): кадр из фильма
Какой любопытный!

Хотя на сей раз Жан Беккер написал (в соавторстве с Фабрисом Каразо, с которым, к слову, накануне работал над сочинением одного телефильма) оригинальный сценарий, на замысел явно оказал влияние психологический детектив Себастьяна Жапризо «Убийственное лето», экранизация которого принесла ему заслуженное признание. Правда, вместо Изабель Аджани потомственному кинематографисту пришлось иметь дело со «звездой» нового поколения. Вокальный талант (равно как и точность найденного сценического имиджа) Ванессы Паради никто не подвергал сомнению, однако на актёрском поприще ей всё-таки предстояло многому научиться. Вполне очевидно, что героиня должна производить двойственное впечатление, с одной стороны представляясь достаточно зрелой, здравомыслящей личностью, способной постоять за себя, а с другой – воспринимаясь маленькой девочкой, ранимой и подсознательно ищущей защиты… Более того, актриса вроде бы честно, на пределе эмоциональных сил (когда нужно – появляясь в кадре обнажённой) выполняет поставленную режиссёром сверхзадачу. Однако того же безоговорочного, всепоглощающего сопереживания, которое вызывала Эль, также посвятившая жизнь мести за мать, что ни говори, не возникает.

Элиза / Élisa (1995): кадр из фильма
Месть свершится?!

Первая половина повествования кажется менее удачной, не привнося ничего нового в жанр молодёжной социальной (с криминальным оттенком) драмы. Разве что ретроспективно – привлекает повышенное внимание расовый аспект. В свете резкого обострения ситуации в Европе с мигрантами из стран Азии и Африки кое для кого станет, наверное, откровением, что проблемы там накапливались десятилетиями. Вспомним «забавный» эпизод, когда мадемуазель Демулен в поисках сведений о родителе заявляется в «цветной» микрорайон – и допрашивает через дверь квартиры мужчину средних лет, чуть ли не последнего белого француза в округе… В целом же – знакомые шалости (кражи в магазинах модной одежды, приход под видом гостей на чужие свадьбы и т.д.), не приводящие к серьёзным последствиям лишь по чистому везению. Но как только действие переносится, фигурально выражаясь, на край света – в малолюдное прибрежное место, где романтично возвышается маяк, становится понятно, что прежнему, бесшабашному существованию девушки пришёл конец.

Элиза / Élisa (1995): кадр из фильма
Примирение

Жерар Депардье, пожалуй, сознательно прививает своему персонажу, и поведением, и вызывающими «философскими» тирадами, и обликом вроде бы подтверждающему худшие опасения повзрослевшей дочери, некоторые черты Сержа Генсбура – автора трогательной заглавной песни, ставшей подлинным лейтмотивом картины. Лейбович тоже старательно создаёт себе репутацию циника, хулигана, горького пьяницы, в действительности – старательно пряча от окружающих душу неисправимого лирика, ту самую, по Владимиру Маяковскому, «бабочку поэтиного сердца». Кажется, это высшие силы удержали руку Мари, в последний момент не сумевшую нажать на спусковой крючок пистолета… И ей потребовалось достаточно много времени, чтобы сделать удивительное открытие: не всё так просто, как видится на первый взгляд. Принцип презумпции невиновности придуман, что ни говори, не напрасно… Если «Убийственное лето» /1983/ завершалось трагически, то финал «Элизы» заставил публику не на шутку расчувствоваться, обеспечив ленте по итогам сезона 1995-го года (кстати, весьма удачного для французской кинематографии в части зрительского успеха) десятое место1.

.

__________
1 – С результатом 2,47 млн. проданных билетов, а общие кассовые сборы оцениваются в $18,5 млн. (при бюджете порядка $11,1 млн.).

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Ванесса Паради. Фильм, который я ждала // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 30. – С. 14-17.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+