Эммануэль / Emmanuelle (1974)

«Эммануэль» // Видео Дайджест. – 1990, № 03. – С. 57-60.

«ЭММАНУЭЛЬ»

«Самый кассовый кусочек soft-porno в истории кино» – так коротко отрецензировал фильм «Эммануэль» английский журнал «Monthly Film Bulletin» в 1974 году. Еще бы!.. Взошедшая на парижские экраны 10 декабря 1973 года «Эммануэль» оставалась па них постоянно без перерыва до 14 апреля 1981 года, то есть 355 педель; за это время фильм посмотрело 2 миллиона 820 тысяч зрителей. Только в Париже! Это один из рекордов в анналах кинематографа.

Экранизация романа писательницы Эммануэль

57

Арсан, поставленная бывшим фотографом Джастом Дженином, взломала все границы приличий: впервые эротический фильм вышел па экраны больших парижских кинотеатров «Мариво», «Трионф», «Пюблисис Сен-Жермен», что сразу же сняло с фильма клеймо «порно». Алиби фильма стали и солидная репутация кинозалов, где его показывали, и присутствие в титрах фамилии интеллектуального актера старой Франции Алена Кюни (признанного в мире киноискусства благодаря фильму М. Карне «Вечерние посетители», 1942 г.). Через год после выхода фильма «Монд» опубликовала обзор Катрин Б. Клеман, которая описывала это событие: «Странно видеть в качестве рекламы кино специфическую фотографию, словно взятую из журналов «Плейбой» или «Люи»: гнутые линии кресла с плетеной спинкой, символизирующие экзотику и стиль Людовика XV, молодая женщина сидит, скрестив ноги в носочках порочной девочки, с жемчужной перевязью на обнаженной груди. «Эммануэль» вся состоит из таких штампов… Она стала явлением» («Le Mond», 12 juin 1975).

За первым фильмом последовала «Эммануэль-2» режиссера Франсиса Джакобетти, выход которой был задержан цензурой до января 1978 года; в июне 1978 года – «Прощай, Эммануэль!» в постановке Франсуа Летерье. Во всех фильмах серии эффект основан на холодном как лед эротизме, воспроизведенном главным образом фотографически. Но почему все же незатейливая, банальная история о молоденькой жене дипломата, отправляющейся к своему супругу в Бангкок, попутно познающей незнакомые ей доселе сферы эротических наслаждений, почему эта картина имела такой невиданный успех? Некоторые критики полагают, что это был первый эротический фильм, который приняли женщины. Женщины плохо относятся к порнографии, поскольку та трактует их чисто функционально – как вещь. В фильме же «Эммануэль» главная героиня утверждает с экрана, что в восхождении на Фудзияму эротики мужчины являются важным элементом, но не единственным и не самым главным. Эммануэль любит и муж-

58

чин, и женщин, и самое себя. Например, в продолжающей серию второй картине «Эммануэль-2, антидевственница» есть эпизод в китайской лавочке, где героиня наиглубочайшее наслаждение познает при иглоукалывании, благодаря трем иголочкам – в ноздре, губе и кончике ушной раковины… Это подтверждает основную концепцию сериала: женщина в вопросах секса является существом несравненно более тонким и совершенным, нежели мужчина, которому в отношениях с другим полом нужно знать свое место – и только.

Как отмечает польский критик Оскар Собаньски, миллионы мужчин и женщин в Европе прошли в объятиях Эммануэль курсы любви. Ну, а чтобы не наскучило, события каждого нового фильма серии разворачиваются в экзотических местах: первого – в Таиланде, второго – в Гонконге, третьего – па Сейшельских островах, четвертого – в Калифорнии и Рио-де-Жанейро. Впрочем, привязанность зрителей оказалась довольно прочной: решив снять через десять лет после первого фильма «Эммануэль-4», постановщик вынужден был смириться с тем, что исполнительнице главной роли исполнилось уже 35 лет: конечно, пустяк для прекрасной женщины, но не для секс-символа. Потому она появляется па экране всего на десять минут, после чего таинственный лекарь из Рио доктор Сантано производит пластическую операцию и превращает ее в 19-летнюю девушку, однако сохранившую все накопленные знания, умения и навыки. Но ни «Эммануэль-4», ни другие серии фильма не смогли приблизиться к фильму-оригиналу, поставленному фотографом Джастом Джекином с голландкой Сильвией Кристель, о которой мы рассказываем сегодня в рубрике, посвященной кинокумирам.

Последующие фильмы сериала «Эммануэль» делались уже без Кристель. Это в большинстве своем итальянские фильмы с темнокожей Лаурой Гемзер, плохой актрисой с приличной фигурой и евроазиатскими чертами лица, которая все равно оказалась слишком хороша для фильмов режиссеров типа Альберта Томаса или Джо

59

Д’Амато. С оригиналом эти картины соединяла лишь страсть героини к путешествиям. Первый фильм еще как-то копировал стиль, найденный оригиналом, а затем сериал стал все больше скатываться к порнографии. Английские фильмы серии самые нудные, да еще и с садистскими нотами. Выделяется из всего бесцветного ряда только одна картина – «Желтая Эммануэль» с изящной китаянкой Чай Ли в главной роли, но лишь потому, что эта картина является эротической версией мадам Баттерфляй.

Фильмы без С. Кристель имеют почти незаметный формальный отличительный признак: лишь одна буква «м». И все…

60

Pages: 1 2 3 4 5 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+