Эммануэль / Emmanuelle (1974)

Эротические фантазии госпожи «О» // Видео-Асс. – 1990, № 01. – С. 74-78.

ЭРОТИЧЕСКИЕ ФАНТАЗИИ ГОСПОЖИ «О»

Видео произвело у нас настоящую эротическую революцию. Ни один фильм, пожалуй, не наделал столько шума в прессе, сколько ударная «тройка»: «Эмманюэль», «История О», «Греческая смоковница». Некоторые видеолюбители поплатились за их демонстрацию годами тюремного заключения. Затем осужденных реабилитировали, равно как и фильмы, признав их не порнографическими, а эротическими. Теперь кинокритики спорят о «допустимом максимализме» эротики в новом советском кино.

А что думают об эротических фильмах их создатели? Как правило, многие наиболее нашумевшие ленты имеют литературный первоисточник. Через сексуальные фантазии их авторы нередко пытаются уйти от обыденного, однообразного мира в иной – яркий, эмоциональный мир иллюзий. Об этом, в частности, пишет в своей книге «Все о французах» (М., Прогресс, 1989) историк, профессор Оксфордского университета Т.Зэлдин.

Хотя во Франции написано немало эротических книг, сами французы о них невысокою мнения. Иностранцев их чтение возбуждает в гораздо большей степени, нежели самих французов. «История О», один из самых известных послевоенных романов эротического жанра, был продан в Соединенных Штатах в количестве 4 миллионов экземпляров, и только 800 тысяч – во Франции. В среднем книги эротического содержания продаются по 3 – 4 тысячи экземпляров и 10 – 15 тысяч – в карманном формате. Порнографические произведения чаще всего издаются дорогостоящими изданиями и ограниченным тиражом, что соответствует столь же ограниченному числу их коллекционеров. Едва ли не самым крупным среди них был блестящий политик, закончивший свою карьеру на посту министра образования. Три четверти жителей Франции утверждают, что никогда не читали порнографических журналов, а две трети – не видели ни одного подобного фильма. Это происходит отчасти потому, что порнография редко избирает непроторенные дорожки, так что каждому заранее известно, что он здесь почерпнет. В сущности, жизнь и судьба тех, кто пишет или издает эротические произведения, больше могут рассказать об отношении к сексу, нежели сами книги, поскольку они отличаются скорее поисками различных стилевых приемов, нежели богатством воображения.

Жан-Жак Повер, который стал первым французским издателем книг этого направления (он, кстати, смело и удачно работал и в других областях издательского дела), выступил в защиту Сада1, оха-

_______

1. Маркиз де Сад, франц. писатель (1740 – 1814). описывал в романах половые преступления, связанные с насилием и жестокостью. От его имени произошел термин «садизм».

74

рактеризовав его творчество как ответ французов Фрейду2 и назвал Сада предшественником Фрейда и великим исследователем человеческих страстей. Тридцать лет назад Повера преследовали за опубликование работ Сада, теперь книги Сада стоят па полках всех университетских библиотек, правда, скорее в разделе художественной литературы, нежели психологии. Когда Повер выступает с лекциями, его приходят слушать главным образом домашние хозяйки, стремящиеся к расширению своего кругозора.

Автор «Истории О» в течение многих лет возглавляла один из самых влиятельных литературных журналов страны, но она по-прежнему настаивает на сохранении инкогнито. Она получила воспитание в буржуазной среде, в семье, девизом которой было: «Держитесь прямо, на вас смотрят». В 14 лет в отцовской библиотеке она начала читать эротические книги. Первым был Боккаччо. Отец считал, что она слишком мала, чтобы что-нибудь в них понять, и лучше ей все объяснить, что он и поручил ее кузену. Кузен взял ее с собой в бордель, показавшийся ей ужасным и комичным одновременно. Больше к данной теме семья не возвращалась. «История О» – это практически запись эротических фантазий, пережитых автором в детстве и юности и не покидавших ее всю жизнь. Ее самые любимые книги – Библия в изложении «Короля Якова», Шекспир, которого она охотно цитирует, а также Пруст и Бодлер.

Детальные описания одежды объясняются тем, что она изучала историю костюма, а се пристрастие к отсутствию нижнего белья вызвано рассказом матери, которая была шокирована в детстве во время учебы в пансионе при монастыре тем, что у монахинь под юбками нет ничего. Она считала, что насилие в ее книге, как и в детективных романах, не следует принимать всерьез. Она убеждена, что ее книга – вовсе не учебник разврата. Она написала книгу, во-первых, потому, что считала абсурдным свое неприятие унижения. Она хотела вообразить себя иной, чем была на самом деле. К этой мысли она возвращается постоянно. Она наслаждается игрой своего воображения, ибо «от себя устаешь – вы не находите? – я устала быть собой». Она много и постоянно читает, и хотя большинство книг кажутся ей плохими, она любит отыскивать скрытого за

_______

2. Фрейд Зигмунд, австр. врач-психиатр. (1856 – 1939) основатель психоанализа. Развил теорию психосексуального развития индивида

76

ними написавшего книгу человека. Она признает, что чтение для нее – уловка, еще одна возможность не быть собой, прожить чужую жизнь. «Из меня бы вышла замечательная монахиня». Беда в том, что реальная действительность никогда не бывает такой идеальной, как ее воображают. Люди дают обещания и не сдерживают их, они говорят, что любят вас, но, даже если это правда, из этого ничего не получается. Поэтому, во-вторых, она не видит никакого вреда в любви притворной, ненастоящей. Любовь – самое святое, что есть на свете, но она так редка, се так трудно встретить, что и в подделке под нее есть польза, потому что под ее влиянием люди по крайней мере стараются быть красивее, приятнее, веселее. Любить опасно, а опасность возбуждает, тайная опасность – тем более. Все, что составляет повседневность, – муж, работа, дети – не отвечает ее представлению о

77

жизни, а является атрибутами рабства. Она хотела бы бежать от этого, но бегство происходит только мысленно. В реальной жизни у нее вовсе нет ощущений, что она ниже мужчины. Она совершенно не согласна с тем, что ее книга может причинить малейшее зло. «Концентрационные лагеря построили не те, кто читал Сада, – говорит она, – а те, кто его никогда не читал».

Фантазии, о которых повествует се книга, в сущности, укладываются в довольно традиционную схему: подобно сказкам, они никак не помогают решить каждодневные проблемы. Она отстаивает порнографию как средство освобождения людей от страха и, следовательно, как вклад в дело борьбы за свободу, если под свободой понимать «терпимость к чужим взглядам». Люди открывают для себя, что в глубинах человеческого существа, где таится Эрос, имеются странные источники любви, которые вовсе не обязательно дурны. Любовь, – говорит она, – это «проявление силы ума, она нуждается в постоянном обновлении». Беда в том, что именно воображения и фантазии, за которые она так ратует, как раз и не хватает ее книге, сколь бы хорошо она ни была написана.

Автор «Эмманюэль» (жена французского дипломата, работавшего в ЮНЕСКО) более агрессивна в своей преобразовательной деятельности: она считает, что возглавляет «крестовый поход против устоявшихся любовных привычек». Эротика, считает она, является в наше время единственной разумной основой взаимопонимания: это единственный способ «порадоваться нашим различиям и поведать друг другу о наших мечтах». Однако тот факт, что любовь ныне соотносится с моногамным браком, создаст много трудностей. Автор считает, что следует изобрести новые формы любви, которые не создавали бы проблем, а помогали их решению. С ее точки зрения, необходимо покончить с какой бы то ни было исключительностью, ограничениями, ревностью и установить различия между любовью супружеской и эротической. Она поет хвалу мастурбации, позволяющей «самостоятельность наслаждения», гомосексуализму и «проституции ради удовольствия». Ее идеал – быть похожей на моллюска, который, родившись самцом, становится гермафродитом, а затем превращается в самку.

Первая женщина – издатель эротических книг, Режина Дефорж, обратилась к этому жанру, чтобы выразить то, что представляется эротическим ей самой. Она утверждает, что к сексу у нее самое обычное отношение крестьянки, испытывающей физическое наслаждение. В юности ей запрещали выражать свои чувства, поэтому для нее эротика всегда таила в себе элемент запретного, что только сильнее ее возбуждало. Публикация запрещенных изданий была для нее способом послать истэблишмент к черту, а поместить в книге собственную фотографию «в чем мать родила», значит, поиздеваться над ним. Меж тем ее внешний вид шокирует сильнее, чем фотографии, ее манера одеваться вызывающа. Она любит наблюдать за тем, как мужчины смотрят на нее и как реагируют на ее внешность. «Нет ничего более волнующего, чем предстать перед кем бы то ни было совершенно безоружной, откровенной, голой». «Мне необходимо, чтобы мужчина желал меня», – говорит она. Она считает это своей слабостью, но ничего не может с собой поделать. Случилось так, что эта тема стала ее специальностью, и она зарабатывает на жизнь писанием романов и сценариев, где речь идет о молодых девушках, попавших в беду. У нее самой тоже существует зазор между мечтой и реальностью. У нее нет ответов на все вопросы, она «ищет любовь и выдумывает её» для самой себя.

78

Pages: 1 2 3 4 5 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+