Энтузиазм: Симфония Донбасса / Entuziazm: Simfoniya Donbassa (1930)
Другие названия: «Энтузиазм», «Симфония Донбасса», «Энтузиазм. Симфония Донбасса» / «Ентузіазм. Симфонія Донбасу» (СССР: название на украинском языке) / «Enthusiasm: Symphony of the Donbas» (международное англоязычное название).
СССР.
Продолжительность 67 минут.
Режиссёр Дзига Вертов.
Автор сценария Дзига Вертов.
Композиторы Николай Тимофеев, Дмитрий Шостакович.
Оператор Борис Цейтлин.
Жанр: документальный фильм,
Краткое содержание
В соответствии с утверждённым руководством Советского Союза планом первой пятилетки, с целью утолить острый голод страны на твёрдое топливо, проводится масштабное промышленное строительство в регионе Донецкого каменноугольного бассейна. В одном из первых полнометражных звуковых документальных фильмов Дзига Вертов не просто запечатлел это грандиозное событие, но и предложил зрителю незабываемую симфонию кинематографических образов — симфонию Донбасса.
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 13.01.2013
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
У меня сложилось впечатление (впрочем, не исключаю, что ошибочное), что значимость этой постановки Дзиги Вертова несколько преуменьшена на фоне других работ мастера. С идеологической точки зрения выше ценились произведения, посвящённые как личности Владимира Ильича Ленина, так и тому уникальному наследию, которое вождь оставил стране. Ценители же авангардистских поисков в творчестве великого режиссёра-документалиста отдавали безусловное предпочтение «Человеку с кино-аппаратом» /1929/. Конечно, по сравнению с калейдоскопом разнородных образов современной урбанистической цивилизации, подчиняющихся затейливой воле художника, новый замысел изначально казался более локальным. Но именно что – «казался».
Убеждён, кинематографиста в значительной степени привлёк именно колоссальный, поражающий воображение масштаб явления, современником которого ему посчастливилось быть. Здесь как бы и не требовалось сотворения идеальных (сейчас бы сказали – виртуальных) объектов: глубинные преобразования претерпевала сама действительность. Исповедующие христианство зрители наверняка упрекнут автора за первую половину повествования, когда вереницу верующих1, припадающих к иконам, и церковное благолепие сменяют кадры, скажем так, перепрофилирования культового сооружения в молодёжный клуб – и словно по мановению волшебной палочки (при помощи обратной съёмки) водружаются на вершину красные звёзды. Однако монтажное сопоставление богомольцев c… потерявшими человеческий облик пьяницами может быть прочитано не только в прямолинейно-обличительном ключе2, но и как констатация малоприятного факта: за века превалирования православию не удалось отвратить русских от пагубной привычки. Советская же власть предоставила народу, жаждущему мессианского накала и подспудно стремящемуся к преображению реальности здесь, на земле, действенную альтернативу. Частью программы по достижению высокой и благородной цели как раз и стали обустройство и модернизация Всесоюзной Кочегарки. Картина Вертова силой экранного документа опровергает жалкие потуги антикоммунистической (точнее, антисоветско-русофобской) пропаганды объяснить успехи форсированной индустриализации насаждаемыми-де страхами перед репрессиями, будто речь идёт о рабах Древнего Рима. Режиссёру удалось передать почти неуловимое – гигантскую силу воодушевления трудящихся масс, осознавших себя ответственными хозяевами собственной судьбы. Заключительная часть повествования, самые торжественные аккорды экранной симфонии – демонстрация следствия. Результата уникального энтузиазма общества, направленного в созидательное русло.
Во время сеанса не возникает сомнений в искренности Дзиги Вертова ещё и по той причине, что и постановщик, и его соратники сами по праву могут быть названы ударниками от «важнейшего из искусств». Даже краткий доклад автора, сделанный в 1931-м году, в преддверии премьеры фильма, даёт представление о возникавших трудностях, когда «исключительное нервное напряжение сотрудников группы сопровождалось не только мозговой, но и тяжёлой мускульной работой»3. Дзига подчеркнул, что главным стремлением являлось преодоление технических ограничений, накладываемых передовой для своего времени, но всё равно несовершенной системой записи звука инженера Александра Шорина. Несмотря ни на что, создатели «Симфонии Донбасса» сумели углубить и распространить принципы «жизни врасплох» (пусть и запечатлеваемой уже, так сказать, в промышленных масштабах), принципиально отказавшись от «лабораторной» реконструкции полифонии индустриального района. Но с другой стороны Вертов на практике, причём в хроникальном кинематографе, подтвердил верность смелых «контрапунктных» идей коллег-игровиков, пойдя, как точно сказал сам, «по линии сложных взаимодействий звука с изображением»4. Возможно, до эстетического идеала было далеко (некоторые ритмические сбои очевидны), но само направление поисков вызывает уважение к художнику. Лейтмотивом повествования не случайно стал образ девушки в наушниках (радио-ухо?), вслушивающейся в эхо титанических перемен.
.
_________
1 – Снятых при помощи «скрытой камеры», что само по себе этически небесспорно.
2 – Практически по Карлу Марксу – с поправкой на отечественную действительность, где функции опиума исполнял алкоголь.
3 – См.: Дзига Вертов. Статьи, дневники, замыслы. – М. Искусство, 1966. – Стр. 126.
4 – Там же, стр. 127.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Прожико Галина. Список фильмов по курсу «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ НЕИГРОВОГО КИНО».
Добавить комментарий