Это безумный, безумный, безумный, безумный мир / It’s a Mad Mad Mad Mad World (1963)
Полнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).
Другие названия: «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир» (вариант перевода названия), «Это безумный, безумный, безумный, безумный мир» / «It’s a Mad, Mad, Mad, Mad World» (название на рекламном плакате), «Одна чёртова вещь за другой» / «One Damn Thing After Another», «Нечто менее серьёзное» / «Something a Little Less Serious» (международное англоязычное название).
США.
Продолжительность 210 минут.
Режиссёр Стэнли Крамер.
Авторы сценария и сюжета Уильям Роуз, Таня Роуз.
Композитор Эрнест Голд (номинация на «Оскар», также номинация на «Оскар» за песню It’s a Mad Mad Mad Mad World на музыку Эрнеста Голда и слова Мака Дэвида).
Оператор Эрнест Ласло (номинация на «Оскар»).
Премию «Оскар» получил Уолтер Эллиотт (звуковые эффекты).
На «Оскар» также номинировались: Гордон Сойер (звук), Фредерик Кнудтсон, Роберт К. Джонс, Джин Фаулер-мл. (монтаж).
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, комедия, криминальный фильм
Краткое содержание
Пытаясь оторваться от полиции, только что отпущенный на свободу грабитель «Смайлер» Гроган (Джимми Дуранте) попадает в автомобильную аварию. Умирая, он сообщает незнакомым людям — случайным свидетелям ДТП — о том, где закопал дипломат с тремястами пятьюдесятью тысячами долларов наличными: в парке городка Санта-Розита, «под большой W». Дантист Мелвин Крамп (Сид Сизар), направляющийся с женой Моникой (Эди Адамс) во второй медовый месяц, водитель грузовика Ленни Пайк (Джонатан Уинтерс, номинация на «Золотой глобус»), приятели Динг Белл (Микки Руни) и Бенджи Бенджамин (Бадди Хэкетт), следующие в Лас-Вегас, и Дж. Рассел Финч (Милтон Берл), путешествующий с супругой Эммелин (Дороти Провайн) и тёщей миссис Маркус (Этель Мерман), решают ничего не сообщать полиции… Но удастся ли им договориться о том, как делить деньги?
Также в ролях: Спенсер Трейси (капитан Т. Дж. Калпепер), Фил Сильверс (Отто Мейер), Терри-Томас (подполковник Дж. Элджернон Хоторн), Дик Шоун (Сильвестр Маркус), Эдди Андерсон (таксист), Джим Бакус (Тайлер Фицджеральд), Уильям Демарест (начальник полиции Санта-Розиты), Питер Фальк (таксист), Барри Чейз (подруга Сильвестра), Пол Форд (полковник Вилберфорс), Бастер Китон (Джимми), СейЗу Питтс (Джерти), Лео Горси (таксист), Майк Мазурки (шахтёр), Карл Райнер (диспетчер), Стерлинг Холлоуэй (начальник пожарной охраны), Джо Дерита (пожарный), Чарльз МакГроу (лейтенант Мэтьюз), Джек Бенни (человек в пустыне), Джо Э. Браун (профсоюзный деятель), Дон Ноттс (нервный автомобилист), Рой Робертс (полицейский), Эдвард Эверетт Хортон (мистер Динклер), «Три балбеса» (пожарные), Джерри Льюис (человек, который проезжает по шляпе Калпепера, без указания в титрах).
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 17.05.2024
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Отважившись на эту безумную, безумную, безумную, безумную авантюру, Стэнли Крамер не пожалел, хотя впоследствии признавался, что ничего сложнее в своей жизни не снимал. Оно и понятно. Обилие умопомрачительных трюков, в первую очередь с интенсивным использованием автомобилей и самолётов (один допотопный, другой – современный, но управляемый новичками), потребовало задействования около восьмидесяти каскадёров, притом что представителей опасной профессии в Голливуде тогда едва набиралась сотня. Решение собрать в одном проекте как можно больше комиков тоже породило трудности. Кто-то (вроде британца Питера Селлерса, заменённого на Терри-Томаса) запросил слишком высокий гонорар, иные не смогли найти время в плотном графике или не имели права нарушать заключённые контракты, третьи – обиделись на режиссёра-продюсера за то, что не получили предложения. Из кумиров слэпстика Гарольд Ллойд не выказал интереса, к Чарльзу Чаплину Стэнли даже не рискнул обратиться, зато Бастер Китон с готовностью тряхнул стариной, исполнив чуть ли не самый опасный и виртуозный гэг (без всяких комбинированных съёмок!). Со слов очевидцев, американцы особенно бурно реагировали на появление «Трёх балбесов», облачённых в костюмы пожарных с тонким намёком на их полнометражный дебют «Суп для чудаков» /1930/ (или «Суп с орехами»). Супруги Уильям1 и Таня Роузы добились запредельной концентрации действия, густо перемешанного с юмором и не отпускающего внимание публики буквально ни на секунду, а формат Ultra Panavision 70 дополнительно усилил зрелищность.
Вполне естественно, что внушительные (наверняка возросшие из-за массы накладок, составившие в итоге $9,4 млн.) производственные затраты уверенно окупились: прокатная плата от показов на одном только внутреннем рынке оценивается в $20 млн. Вот и в Советском Союзе из всех крамеровских работ картина спровоцировала наивысший ажиотаж (24,2 млн. проданных билетов у первой серии, 24,1 млн. – у второй), притом что в сезоне 1966-го хватало других искромётных комедий, вроде «В джазе только девушки» /1959/ и «Приключений Питкина в больнице» /1963/. Кому ж не захочется вдосталь похохотать, наблюдая за тем, как кучка ополоумевших, не договорившись, несётся за закопанными деньгами? Как чета Крамп, вместо того чтобы наслаждаться вторым медовым месяцем, пытается выбраться из подвала магазина строительных и хозяйственных товаров? Как миссис Маркус допекает сначала зятя, а затем – увальня Пайка? Как Финч ввязывается в драку с «англичашкой» Хоторном, вовсю пользуясь грязными приёмчиками? Как Белл с Бенджамином паникуют за штурвалом после того, как вырубился лётчик-забулдыга?.. А уж когда компания собирается вместе в парке, веселье зашкаливает. Впрочем, только ли веселье?
По-своему гениальной идеей режиссёра было пригласить Спенсера Трейси на роль Т.Г. Калпепера. Уж насколько отвратительны потные, искажённые гримасами физиономии обывателей, вмиг теряющих человеческое обличие, поддавшись горячке гонки за сокровищем, настолько же вызывает сочувствие интеллигентное, но волевое лицо капитана, неподкупного, всю жизнь служившего обществу верой и правдой. Худшее, что только может случиться в этом безумном, безумном, безумном, безумном (буржуазном, как нетрудно догадаться) мире, – это именно моральное падение такого индивида. Подленькая месть политиканов, отказывающих офицеру полиции в повышении пенсии из-за добросовестного исполнения обязанностей, накладывается на семейные неприятности – и он не выдерживает. Кульминацией становится улепётывание Калпепера от обманутых свежеиспечённых преступников, которых судьба, помотав, забрасывает на пожарную лестницу аварийного дома, грозящую в любой момент рухнуть. Авторы с радостью наказывают горе-стяжателей, ещё утром являвшихся среднестатистическими, добропорядочными, законопослушными обывателями, а теперь – отлёживающихся в госпитале (с переломами и ушибами) в ожидании суда. Хотя бородатый гэг с поскользнувшейся на банановой кожуре миссис Маркус призван разрядить обстановку, по завершении сеанса остаёшься в твёрдом убеждении, что фильм не только изрядно посмешил, но и заставил задуматься о важных вещах. Вопреки раннему рабочему названию («Нечто менее серьёзное»), Стэнли Крамер доказал, что и в лёгкомысленном жанре остался верен своим эстетическим, гражданским, философским принципам. Он затрагивает такие же глубокие проблемы и так же безжалостен к людским порокам (в данном случае в первую очередь – к алчности), как в социально-политических драмах. Как всегда, личность художника имеет ключевое значение.
.
__________
1 – Между прочим, ранее сочинил уморительную «Женевьеву» /1953/, о пробеге раритетных автомашин.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий