Евангелие от Матфея / Il vangelo secondo Matteo / L’évangile selon saint Matthieu (1964)

Разлогов Кирилл. Наконец-то Пазолини // Советский экран. – 1989, № 13. – С. 26-27.

эй, на Олимпе!

Представляя зрителям картины ретроспективы Пазолини, недавно проведенной в Москве и в ряде других городов по инициативе общества «Италия – СССР» и Союза писателей (кстати говоря, почему не кинематографистов?), я с чувством неловкости вынужден был начинать свое выступление с вопиющей банальности: «Кто бы мог подумать еще совсем недавно, что такое возможно…»

К. РАЗЛОГОВ

НАКОНЕЦ-ТО ПАЗОЛИНИ…

Конечно же, я тут же извинялся перед зрителями за этот расхожий штамп, и все же – «Цветок тысячи и одной ночи» всего несколько лет назад не имели права посмотреть даже кинематографисты. И вот его смотрят «просто» зрители, купившие билет на тот или иной сеанс. Безусловно, показ фильмов Пьера-Паоло Пазолини в нашей стране, пусть не столь широкий, как хотелось бы, – сенсация.

Одна из самых сложных и противоречивых фигур в культуре нынешнего столетия, поэт, писатель, кинематографист, публицист, ученый. Пазолини сочетал в себе такое количество дарований и столь безрассудно ими пользовался, что не только у нас, но и у себя на родине нередко вызывал шоковую реакцию. Христианство и демонстративный гомосексуализм, фрейдизм и марксизм по-своему фокусировали крайности его натуры, преломляясь во всех тех областях, где ему довелось творить.

Пьер-Паоло Пазолини родился 5 марта 1922 года в Болонье. Первые годы жизни он проводит в постоянных переездах (главным образом по Северной Италии) вместе со своим отцом – офицером-дворянином. Большое влияние на него оказала и мать – представительница деревенской буржуазии области Фриули, специфический диалект которой станет языком первых сборников поэта. С Фриули связано и начало политических выступлений Пазолини.

С самого раннего детства обратившись к искусству (с четырех лет Пьер-Паоло говорил стихами, а с семи стал их записывать). Пазолини ко всем проблемам жизни подходит прежде всего эстетически, лишь во вторую очередь осознавая их социальную и политическую сущность. А пристрастия художника, как бы раздваиваясь, ведут его одновременно по пути верности жизни, предельного реализма, но и мистического обобщения (откуда стремление придать всем воплощенным конфликтам глобальный и мифологический характер).

Перипетии творческого пути Пазолини постоянно обнаруживают это противоречие. Оказавшись в 1950 году в Риме, художник сталкивается с миром люмпен-пролетариата итальянской столицы, миром, который даст материал и язык его романам и первым двум фильмам «Нищий» («Аккатоне») и «Мама Рома» (1961 и 1962). Если фриульский диалект был использован поэтом преимущественно для эстетического эффекта, «отстранения», то жаргон римских «люмпенов» позволяет ему добиться максимального подобия передаваемой реальности, стремление к которому пронизывает самые известные прозаические произведения художника «Продажные парни» (первое издание – 1955) и «Жестокая жизнь» (1959). С момента их появления Пазолини завоевывает известность.

В последнее десятилетие жизни деятельность Пазолини носила самый разнообразный характер.

Оставив поэзию, он в 1968 году вновь вернулся к ней, опубликовав крайне спорное политическое стихотворение «ИКП – молодежи», где полемически подчеркнул буржуазный характер студенческого бунта, взяв под защиту полицейских и представителей народа, не ведающих, что творят. В течение нескольких лет Пазолини вместе с писателем Альберто Кароччи руководил изданием журнала «Новые аргументы», где почти в каждом номере публиковались его теоретические и публицистические статьи, а также прозаические и стихотворные произведения. В 1968 году он впервые обратился к театру, написав подряд шесть трагедий в стихах, одна из которых была поставлена им тогда же в Турине.

Все же центральное место среди творческих работ Пьера-Паоло Пазолини, безусловно, занимают фильмы, поставленные им в большинстве случаев по собственным сценариям.

К кинематографу Пазолини впервые обратился в 1952 году. За последующие семь лет он написал одиннадцать сценариев, среди которых наряду с ремесленной серийной продукцией были и значительные произведения: «Ночи Кабирии», поставленные Феллини, и «Долгая ночь 43 года» Ванчини.

В фильмах Пазолини, как и в его литературных произведениях, причудливо переплетаются мифологические и христианские мотивы, элементы социального анализа и фрейдистский подход к разработке психологии персонажей. Предложив «прочтение Священного писания по Грамши» в «Евангелии от Матфея» (1965), трактуя Софокла по Фрейду в «Царе Эдипе» (1968), в фильме «Птицы большие и малые» (1966) итальянский режиссер, по его собственным словам, «сожрал самого себя как догматика».

Лучшим фильмам Пазолини всегда был свойствен элемент провокационности, сохранивший свое значение и по сей день. Уже в «Нищем» шоковый эффект вызван ключевым эпизодом драки бродяг под музыку Баха, где сливалось воедино самое низменное и самое высокое в человеке.

В своем следующем фильме. «Мама Рома», Пазолини еще более обострил парадоксальность бытия. Анна Маньяни блестяще сыграла здесь проститутку, которая делает все, чтобы дать своему ребенку нормальное буржуазное воспитание. и терпит крах, когда сын неожиданно узнает о ее профессии. Бросая вызов тем, кто увидел в этой картине обличение безнравственности падшей женщины. Пазолини в одном из интервью подчеркнул, что он ее порицает не за древнейшую профессию, а за стремление приобщиться к благопристойному обществу.

Сатирическая новелла «Овечий сыр» из фильма «Рогопаг» (1963) знаменует первый прямой выход режиссера к христианской проблематике. Его герой – статист. исполняющий роль одного из преступников. распятых рядом с Иисусом Христом, в очередной евангельской экранизации умирает на кресте, объевшись овечьим сыром.

Вызов содержался и в экранизации Евангелия от Матфея. Христос – борец за справедливость, принесший не мир, а меч, весьма резко отличался от канонической интерпретации (хотя, конечно же, еще не обладал подрывным потенциалом недавней картины Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа»). Пазолини, пожалуй, спасло лишь то, что Вторым ватиканским собором был объявлен конкурс на модернизацию католической церкви, и для Иоанна XXIII такое неортодоксальное прочтение Евангелия стало своеобразным символом веры.

Сразу скажу, что это единство с церковью для бунтаря Пазолини оказалось недолгим – в 1969 году он поставил фильм «Теорема», в котором традиционный мотив Благовещения он реинтерпретировал в сексуальном ключе. Мистическое единство Христа и Фрейда было более болезненно воспринято Ватиканом, равно как и «Птицы большие и малые» – тогдашней Москвой.

И уже вовсе неприемлемыми казались блюстителям нравственности намеренно эротизированные и эстетизированные экранизации «Декамерона» Боккаччо, «Кентерберийских рассказов» Чосера и «Сказок тысячи и одной ночи». Здесь режиссер давал полную волю своему стремлению к реконструкции реальной исторической и географической среды, невинной беззастенчивости сексуальных эпизодов. Сегодня эти картины поражают своеобразной просветленностью, цельностью, прозрачностью чувств, вплоть до откровенного гомосексуализма, составлявшего (слава богу, сегодня об этом можно писать спокойно) одну из существеннейших точек напряжения и жизни, и творчества Пьера-Паоло Пазолини.

По контрасту с этими работами его последний фильм «Сало, или Сто двадцать дней Содома» и сейчас способен шокировать даже самого насмотренного западного зрителя беззастенчивостью натуралистических эффектов, провокационным слиянием болезненных фантазий маркиза де Сада с нравами фашистской республики Сало.

Его трагическая гибель – жестокое убийство при невыясненных обстоятельствах – 1 ноября 1975 года поставила последний знак вопроса, ответ на который можно бесконечно искать в его кинопроизведениях. Сам же он смотрел на вещи проще.

«Мой единственный идол, – писал Пазолини, – действительность. И профессию кинематографиста, наряду с писательской, я выбрал именно потому, что выражению действительности с помощью символов, каковыми являются слова, предпочел кино – выражение действительности через посредство самой действительности».

27

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+