Евангелион / Shin seiki evangerion (1995-1996) (телесериал)

Евангелион / Shin seiki evangerion (1995-1996) (телесериал): постерТелесериал.

Другие названия: «Евангелион нового поколения» / «Евангелион нового столетия» / «Neon Genesis Evangelion» (международное англоязычное название), «Евангелион» / «Evangelion» (усечённое название).

Япония.

Продолжительность серии 24 минуты.

Режиссёры Хидэаки Анно, Кадзуя Цурумаки (26 эпизодов, 1995-1996), Хироки Исидо (3 эпизода, 1995), Цуёси Кага (2 эпизода, 1995), Кэити Сугияма (2 эпизода, 1995), Масаюки (2 эпизода, 1996), Сэидзи Мицусима (1 эпизод, 1995), Тэцуя Ватанабэ (1 эпизод, 1995), Кэн Андо (1 эпизод, 1996), Наоясу Хабу (1 эпизод, 1996), Соити Масуо (1 эпизод, 1996), Акира Такамура (1 эпизод, 1996), Минору Охара (1 эпизод, 1996), Тэнсаи Окамура, Масахико Оцука (неизвестное количество эпизодов).

Создатель сериала Хидэаки Анно.

Авторы сценария Хидэаки Анно (26 эпизодов, 1995-1996), Акио Сацукава (16 эпизодовs, 1995-1996), Хироси Ямагути (5 эпизодов, 1996), Ёдзи Энокидо (4 эпизода, 1995-1996), Синдзи Хигути (4 эпизода, 1996), Масаюки (1 эпизод, 1996), Кадзуя Цурумаки (1 эпизод, 1996), автор дополнительных диалогов Тиффани Грант (26 эпизодов, 1995-1996).

Композитор Сиро Сагису (26 эпизодов, 1995-1996).

Операторы Ёити Курода (26 эпизодов, 1995-1996), .

Жанр: анимационный фильм, фильм действия, драма, научная фантастика

Краткое содержание
2015-й год. Школьник Синдзи Икари (озв. Мэгуми Огата) попадает в засекреченный проект «Дитя» — занимает кресло пилота одного из гигантских роботов под кодовым наименованием «Eva». Только этим машинам и под силу противостоять атакам существ неизвестного происхождения, окрещённых «Ангелами» и грозящих уничтожить человечество. Его боевыми товарищами становятся Рей Аянами (озв. Мэгуми Хаясибара) и Аска Лэнгли Сорью (озв. Юко Миямура), с которыми подростку предстоит найти общий язык. Удастся ли спасти Землю?

Роли также озвучивали: Фумихико Татики (Гэндо Икари), Хиро Юки (Макото Хюга), Мики Нагасава (Мая Ибуки), Такэхито Коясу (Сигэру Аоба), Тецуя Иванага (Кэнсукэ Аида).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 06.03.2023

Авторская оценка 9/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Евангелион / Shin seiki evangerion (1995-1996) (телесериал): кадр из фильма
Её лучше не злить

Считается, что меха (термин произошёл от английского слова «mechanism», то есть ‘механизм’) зародился – сначала в манге, затем в аниме – ещё на рубеже 1950-60-х, а уже 1970-е стали периодом феноменального взлёта популярности произведений об исполинских человекоподобных роботах. Но детище Хидэаки Анно оказалось вехой не только этого поджанра, причём, по просочившейся позже информации, замысел родился у режиссёра-сценариста под влиянием затяжной депрессии, возникшей на фоне неудач предыдущих проектов. Ни для кого не секрет, что в финансовом отношении последовал безоговорочный триумф: суммарные (по разным статьям, включая мерчандайзинг) доходы оказались астрономическими – порядка $12 млрд.; топ-менеджмент студии Gainax даже привлекли к уголовной ответственности за попытку уклонения от уплаты налогов. И, вне всякого сомнения, ещё более впечатляющим представляется художественный резонанс, вызванный «Евангелионом» (мне больше нравятся варианты перевода «Евангелион нового поколения» и «Евангелион нового столетия»). Помимо «культового» статуса в обширной среде фанатов (так называемых отаку) анимационный сериал упоминали в числе любимых многие знаменитости: от актёра Робина Уильямса до магната Илона Маска. Это ли не свидетельство признания?

Евангелион / Shin seiki evangerion (1995-1996) (телесериал): кадр из фильма
Новенькой в классе непросто

Первое, что бросается в глаза по сравнению с предшественниками: Анно уделил огромное внимание проработке фона, деталей (особенно технических), темпоритму. Время от времени возникающее затишье перед бурей (безмолвная идиллия, нарушаемая лишь стрекотом насекомых, в ожидании очередного нападения) создаёт саспенс, которому позавидовал бы и маэстро Альфред Хичкок! Конечно, сегодня могут показаться устаревшими методы комической разрядки действия – вроде кадров с непоседливым и прожорливым пингвином по кличке Пен-Пен; подобные моменты почитатели аниме склонны приписывать влиянию диснеевской школы, чаще всего справедливо порицаемому. Кроме того, специфика восприятия целевой аудитории потребовала добавления юмора, завязанного не только на школьную тематику, но и – шире – на тему взросления, на типичные подростковые проблемы. Синдзи в силу стечения обстоятельств вынужден занять кресло пилота боевой машины с кодовым наименованием Eva-01, но в душе-то пока остаётся ребёнком. Он волей-неволей обижается на отца (Гэндо Икари возглавляет организацию Nerv), не без труда налаживает отношения с однокашниками, не в состоянии скрыть стеснение, когда попадает в пикантные ситуации с боевыми подругами: замкнутой, кроткой Рэй Аянами и неунывающей, бойкой, никому не дающей спуску Аской Лэнгли Сорью…

Евангелион / Shin seiki evangerion (1995-1996) (телесериал): кадр из фильма
Боевая задача будет выполнена!

Решение возложить бремя ответственности за спасение человечества на хрупкие плечи четырнадцатилетнего парнишки, склонного к рефлексии, отчаянно пытающегося разобраться в вопросах добра и зла, искренне переживающего, когда приходится поступать вразрез с соображениями совести, видится отличной драматургической находкой. Само по себе решение, разумеется, не оригинально (более того, является чуть не обязательным для меха), но талантливому художнику удалось, как водится, влить новое вино в ветхие мехи. Дело не только в убедительном (по меркам научной фантастики) обосновании того, почему именно представители этой возрастной категории достигают необходимой степени синхронизации с Eva’ми. Начиная примерно с шестнадцатого сегмента, атмосфера заметно меняется – и полем битвы с пресловутыми Ангелами1 выступает (наряду с землёй, водой, воздушным и даже космическим пространством) человеческая душа. Развязка с возникновением таинственного Каору Нагисы обернулась потрясающим сюрпризом, притом что на протяжении долгого повествования зритель, кажется, успел привыкнуть к тому, что враг способен принять любые форму и обличие – и непременно начнёт атаковать самые уязвимые участки в системе обороны землян. Два заключительных эпизода, напоминающих экстремальные сеансы психоанализа, станут тяжким испытанием для любителей незатейливых зрелищ. Но программа по совершенствованию – комплементации – человечества, которую пытаются удержать под контролем руководители Seele (по сути, члены теневого мирового правительства), и не предполагала лёгких путей.

Евангелион / Shin seiki evangerion (1995-1996) (телесериал): кадр из фильма
На страже человечества

Хидэаки Анно с соратниками преподали отличный урок того, как надлежит совмещать развлекательные, психологические и философские элементы. Диалоги, насыщенные рассуждениями о причинах и последствиях Третьего удара, не менее занимательны, чем стремительное действие, даже если исход битвы с некоторыми Ангелами наступает чуть быстрее, чем хотелось бы. Запоминаются и песня-лейтмотив (кстати, заставка являет собой пример блестящего, изощрённого монтажа в рисованной мультипликации), и вариации на джазовую композицию Fly Me to the Moon. Но в первую очередь «Евангелион» покоряет тем, что, искренне сопереживая героям (обладателям ярких, точно выписанных характеров), не замечаешь, как включаешься в раздумья о судьбе и нашем предназначении в этом мире, по-прежнему таящем массу загадок, сопротивляющемся постижению разумом. Символика из иудео-христианской мифологии (от Ветхого Завета до Евангелий и Откровения Иоанна Богослова), приобретающая неожиданное, подчас парадоксальное звучание в новом контексте, позволяет событиям обрасти дополнительными, культурологическими коннотациями. Режиссёр, как известно, уклонялся от ответов на вопросы из этой области, оставляя аудитории возможность самостоятельно доискиваться до глубинных смыслов – и находить что-то близкое себе лично. А ещё нелишне заметить, что особый интерес произведение представляет сегодня – по прошествии описанных авторами лет. Сравнение «предсказаний», построенных, исходя из представлений, сложившихся незадолго до наступления Миллениума2, с тем, как всё произошло по факту, даёт богатую пищу для размышлений. Выпуск (и коммерческий успех) продолжений доказывает, что актуальности заложенные идеи не утратили.

.

__________
1 – Правда, в дословном переводе с японского языка слово «使徒» означает ‘апостол’.
2 – Сложившихся, что немаловажно, в Стране восходящего солнца.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+