Эвридика ВА 2037 / Evridiki BA 2037 / Euridice BA 2037 (1975)
Другие названия: «Эвридика Бета-Альфа 2037» (вариант перевода названия) / «Ευριδίκη ΒΑ 2037» / «Ευρυδίκη ΒΑ 2037» (Греция) / «Euridice BA 2037» (международное англоязычное название).
Греция, ФРГ.
Продолжительность 100 минут.
Режиссёр Никос Николаидис.
Автор сценария Никос Николаидис.
Музыка Антонио Вивальди, Фридерика Шопена, песня в исполнении Дины Шор.
Оператор Гиоргос Панусопулос.
Жанр: драма, кинофантазия
Краткое содержание
Эвридика (Вера Чехова), находящаяся в квартире под номером ВА 2037, ожидает, когда её перевезут в другое место, однако служба транспортировки раз за разом сообщает по телефону, что придётся повременить ещё. Долго ли женщина продержится в таком состоянии?
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 09.09.2024
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Вера Чехова получила определённую известность у западных обывателей не столько киноролями (свыше пятидесяти проектов в киноиндустрии и на ТВ!) и поздними документальными работами, сколько благодаря отношениям с Элвисом Пресли, завязавшимся, когда король рок-н-ролла из США проходил воинскую службу в ФРГ. А между тем актриса не посрамила фамилию прославленных родителей (Михаила Александровича и Ольги Константиновны) – и по крайней мере один фильм с её участием оставил в истории киноискусства заметный след. Неслучайно же Никос Николаидис, накопивший к тому моменту опыт, выступая ассистентом Василиса Георгиадиса и снимая рекламные ролики1, неоднократно подчёркивал, что считает своим наивысшим достижением именно дебютную постановку.
Картина увидела свет в переломный для современного греческого государства период (вскоре после падения режима «чёрных полковников», окончательно дискредитированного кипрской авантюрой), отголоски чего, безусловно, сложно не почувствовать. Откуда-то издали – снаружи – периодически доносятся звуки выстрелов и взрывов, рокот, беспорядочные возгласы (то ли идёт бой, то ли в разгаре гражданский мятеж), а над самой Эвридикой спорадически издевается компания странных молодых людей, забрасывающих несчастную женщину мелким мусором. Другое дело, что режиссёр-сценарист намеренно не задаёт строгий исторический контекст и вообще не раскрывает внешние обстоятельства. Мы так и не узнаем, куда она должна переместиться из квартиры под номером ВА2037 (правильно произносить «Бета-альфа 2037»), притом что жилище не является тюрьмой в полном смысле слова: то почтальон просовывает в щёлку письмо, то заглядывают визитёры, невозмутимо сообщающие, что дверь не заперта… Что, собственно, происходит?
Чёткого ответа на вопрос зритель так и не получит, однако отсылка к античному мифу, разумеется, служит ключом к разгадке. Чаще творцы (допустим, Жан Кокто в знаменитой дилогии, равно как и в ранней пьесе) концентрируют внимание на персоне Орфея, совершившего подвиг, спустившись за возлюбленной в царство Аида. Николаидис же словно задался иным вопросом: каково при этом Эвридике? Чехова демонстрирует поразительную смелость – вовсе не из-за согласия предстать на экране обнажённой (в том числе в любовных сценах), а в готовности всецело погрузиться в печальное, топкое психологическое состояние, когда героиня словно находится в плену воспоминаний, смутных чувств, зыбких предощущений. Конкретность бытовых деталей преодолевается не только нарушением логики течения событий – грубо говоря, нонсенсом, нарастающим примерно так же, как в произведениях певцов абсурда, от Сэмюэла Беккета с Эженом Ионеско до Тома Стоппарда. Режиссёру помогают усилить эмоциональное воздействие мизансцены, создающая причудливые рисунки игра теней (лента чёрно-белая), наконец, нетривиальные монтажные приёмы – вроде «задвоения»2 движений в кадрах, снятых с разными крупностями и со сменой ракурсов. Постепенно ловишь себя на мысли, что уже не стремишься понять логику происходящего, которая становится, что ни говори, малозначимой в сравнении с шансом проникнуть во внутренний мир другого человека. Никос продолжит авангардистские поиски, сочетая эксперименты в области киноязыка с обращением к злободневной тематике, и вскоре завоюет репутацию одного из ярчайших деятелей кинематографа Греции.
.
__________
1 – Кроме того, определённый интерес вызвала документальная короткометражка «Слёзы вещей» /1962/.
2 – Возникает любопытный эффект «увязания» времени.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий