Фантазия / Fantasia (1940)
Другие названия: «От Баха к Стравинскому и Баху» / «Bach to Stravinsky and Bach» (США: рабочее название), «Хайбровски по Стоковскому» / «Highbrowski by Stokowski» (США: рабочее название), «Фильм-концерт» / «The Concert Feature» (США: рабочее название), «Фантазия» Уолта Диснея» / «Walt Disney’s Fantasia» (США: название на рекламном плакате).
США.
Продолжительность 127 минут.
Режиссёры Норман Фергюсон (сегмент «Танец часов»), а также (все без указания в титрах) Джеймс Элгар (сегмент «Ученик чародея»), Сэмюэл Армстронг (сегменты «Токатта и фуга ре-минор» и «Сюита из балета «Щелкунчик»), Форд Биб-мл. (сегмент «Пасторальная симфония»), Джим Хэндли (сегмент «Пасторальная симфония»), Т. Хи (сегмент «Танец часов»), Уилфред Джексон (сегмент «Ночь на Лысой горе»/«Аве Мария»), Хэмилтон Ласк (сегмент «Пасторальная симфония»), Билл Робертс (сегмент «Весна священная»), Пол Сэттерфилд (сегмент «Весна священная»), Бен Шарпстин.
Авторы сценария Джо Грант и Дик Хюмер, авторы сюжетов Ли Блэр, Элмер Пламмер, Фил Дайк (сегмент «Токатта и фуга ре-минор»), Сильвия Моберли-Холланд, Норман Райт, Алберт Хит, Бьянка Мэджоли, Грэм Хайд (сегмент «Сюита из балета «Щелкунчик»), Перс Пирс, Карл Фоллберг (сегмент «Ученик чародея»), Уильям Мартин, Лео Тьел, Роберт Стернер, Джон МакЛиш (в титрах как John Fraser McLeish) (сегмент «Весна священная»), Отто Энгландер, Уэбб Смит, Эрдман Пеннер, Джозеф Сабо, Билл Пит, Вернон Сталлингс (в титрах как George Stallings) (сегмент «Пасторальная симфония»), Кэмпбелл Грант, Артур Хайнеманн, Фил Дайк (сегмент «Ночь на Лысой горе»/«Аве Мария»).
Оператор Джеймс Ванг Хау (игровые эпизоды).
Почётные премии «Оскар» получили: Леопольд Стоковский и его помощники; Уолт Дисней, Уильям Э. Гэрити, Дж.Н.Э. Хоукинс.
Жанр: анимационный фильм, семейный фильм, кинофантазия, музыкальный фильм
Краткое содержание
Уникальный эстетический эксперимент, поставленный командой одарённых мультипликаторов под чутким руководством Уолта Диснея при посредстве великого дирижёра Леопольда Стоковского и всего Филадельфийского оркестра. «Фантазия» — это цикл сегментов, пересказывающих на языке анимации, сближая разные виды искусств, сочинения великих композиторов: «Токкату и фугу ре-минор» Иоганна Себастьяна Баха, «Щелкунчика» Петра Ильича Чайковского, «Ученика чародея» Поля Дюка, «Весну священную» Игоря Стравинского, «Пасторальную симфонию» Людвига Ван Бетховена, «Танец часов» из оперы «Джоконда» Амилькаре Понкьелли, «Ночь на Лысой горе» Модеста Мусоргского и «Аве Мария» Франца Шуберта.
Также в ролях: Димс Тейлор (в роли самого себя), Кори Бертон (озв. Димса Тейлора в отреставрированной версии 2000-го года, без указания в титрах), Уолт Дисней (Микки Маус, озв., сегмент «Ученик чародея», без указания в титрах), Джеймс МакДональд (ударник, без указания в титрах),, Джульетта Новис (солистка, озв., сегмент «Аве Мария», без указания в титрах), Пол Дж. Смит (скрипач, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 13.06.2015
Авторская оценка 10/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Одним из безусловных критериев выдающегося произведения искусства является его способность не только не устаревать, но – меняться вместе с быстротечным Временем, открываясь каждой новой эпохе прежде невиданными (точнее, попросту незамеченными и неоценёнными) гранями. Большинство полнометражных мультфильмов, созданных на студии Уолта Диснея под непосредственным руководством мастера, в полной мере отвечает данному требованию, свидетельством чему служит хотя бы коммерческий успех, неизменно сопутствовавший их повторным выпускам на киноэкраны. Но «Фантазия» относится всё же к другой, ещё более престижной категории – работ глубоко новаторских, это самое Время опередивших. На текущий момент её общая прокатная плата составляет $41,7 млн., позволяя числиться в списке коммерческих лидеров своего десятилетия, в пересчёте же с учётом инфляции – и за всю историю кинематографа. Между тем как-то затушевался факт того, что премьерная демонстрация в военные 1940-41-е годы не покрыла и шестой части отнюдь не маленьких ($2,28 млн.!) производственных затрат, составив лишь порядка $361,8 тыс.
Широкая публика1 ещё могла принять предложенные художником новации в строго дозированном виде и с непременным объяснением на логическом, сюжетно-фабульном уровне2 – но не два часа потока свободных образов, как бы материализующихся в момент наслаждения классической музыкой. Не помогло даже присутствие комментатора – композитора и критика Димса Тейлора. Своеобразного Вергилия, сопровождающего зрителя в путешествии по запутанным кругам триединого Ада-Чистилища-Рая, по мере сил растолковывающего сложный и причудливый замысел творца, смело и в разном порядке использовавшего три вида музыки:
— музыку, рассказывающую саму историю,
— музыку, не имеющую повествовательного характера, но рождающую в нашем воображении определённые образы,
— и, наконец, музыку, которая существует сама по себе, – то, что мы называем «музыкой абсолютной».
Однако то, что виделось существенным недостатком, обернулось колоссальным достоинством в 1969-м году, когда очередной выпуск заставил многих и многих увидеть зрелище без преувеличения другими глазами, восхитившись глубиной и силой психоделической природы фантазии, уносящей в заоблачные дали, грубо говоря, и без ЛСД. Между прочим, главное отличие этой версии заключалось в вымарывании образов «чёрнокожих» девушек-кентавров, прислуживающих «белым» хозяйкам, что казалось архаичным и даже оскорбительным для периода резко обострившейся борьбы афро-американцев за гражданские права. А в целом сознательно мифологизированная «Пасторальная симфония» наверняка заинтересовала и своей гедонистической стороной, отвечая вольному и раскрепощённому духу «сексуальной революции»… Но это всё же кажется частным случаем, дополнительным, побочным результатом глобального художественного эксперимента. Ведь первый же сегмент являет собой дерзкую попытку передать тончайший процесс рождения, по словам Димса, различных абстрактных образов, возникающих у Вас в голове, когда Вы сидите в концертном зале и слушаете музыку. И ничуть не менее поражают проделки лесных фей; эпическое видение доисторических времён, с битвами динозавров и игрой могущественных стихий; пронизанный иронией балет страусов, бегемотов, слонов и едких крокодилов; жуткие картины разгула нечисти и непередаваемо светлая предутренняя идиллия… Даже краткое знакомство со Звуковой дорожкой (The Soundtrack), застенчивой и скромной героиней фильма, представляется настоящей шуткой гения! К слову, немаловажен и прозрачный намёк Диснея на то, что «Фантазия» вовсе не стоит особняком в его творчестве, залогом чего служит роскошное сновидение потешного и не шибко удачливого ученика чародея – Микки Мауса, обменивающегося поздравлениями с мистером Стоковским и озвученного, как всегда, самим Уолтом.
.
__________
1 – Судя по всему, не исключая и советскую (премьера в СССР состоялась 25-го декабря 1948-го), хотя огромное влияние диснеевской школы на наших мультипликаторов никогда особо не скрывали.
2 – Вроде восхитительной ранней короткометражки «Старая мельница» /1937/ и танца розовых слонов, пригрезившихся Дамбо под воздействием алкоголя.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Материалы о фильме:
Дементьев А. Дисней – в СССР // Советский экран. – 1989, № 1. – С. 11.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий