Фантазм / Phantasm (1979)

Фантазм / Phantasm (1979): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Фантазм» Дона Коскарелли» / «Don Coscarelli’s Phantasm» (вариант названия) «Утренний» / «Morningside» (рабочее название).

США.

Продолжительность 88 минут.

Режиссёр Дон Коскарелли.

Автор сценария Дон Коскарелли.

Композиторы Фред Майроу, Малкольм Сигрейв.

Оператор Дон Коскарелли.

Жанр: кинофантазия, фильм ужасов, научная фантастика

Краткое содержание
Подросток Майк Пирсон (Э. Майкл Болдуин) растёт в тихом провинциальном городке под присмотром старшего брата Джоди (Билл Торнберри). Его внимание привлекает похоронное бюро, в котором творятся странные вещи, а особенно — загадочная фигура Высокого (Ангус Скрим). Кто он и что делает в этом Богом забытом месте?

Также в ролях: Реджи Бэннистер (Регги), Кэйти Лестер (дама в лаванде), Кеннет В. Джонс (смотритель), Сьюзан Харпер (подружка), Линн Истман-Росси (Сэлли), Дэвид Арнтзен (Тоби), Ральф Ричмонд (бармен), Билл Коун (Томми), в эпизоде Дэк Коскарелли и Кейт Коскарелли (гости на похоронах, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 11.03.2018

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Фантазм / Phantasm (1979): кадр из фильма
Высокий идёт по следам

Если верить признанию самого Дона Коскарелли, название было навеяно творчеством Эдгара Аллана По, который часто использовал это слово. С одной стороны «phantasm» означает ‘фантом’, ‘призрак’, ‘привидение’, что, между прочим, нашло отражение в прокатных названиях, данных фильму в ряде стран1. Однако в данном случае куда важнее второй смысл, – ‘иллюзия’, поскольку события развёртываются на грани двух миров, подлинного и вымышленного, и зритель буквально до последнего мгновения остаётся в неведении, сомневаясь: а не пригрезилось ли всё тринадцатилетнему сироте Майку, с болезненным любопытством выискивающему в окружающей реальности следы необычного, пугающего, инфернального? Вспомним эпизод посещения знакомой девушки и её бабушки-прорицательницы, наглядно демонстрирующих Пирсону, как легко страх может сделать подлинным то, что в действительности не существует, по сути – претворить ужасную иллюзию в жизнь…

Фантазм / Phantasm (1979): кадр из фильма
Сможет ли спастись?!

Режиссёр, сценарист, продюсер и монтажёр, накануне привлёкший к себе внимание двумя тинэйджеровскими драмами2, рассказывал, что замысел родился под влиянием сна, из которого запомнились два ключевых образа: бесконечно длинный белый коридор и летающая сфера с выдвигающимся остриём, вонзающимся в голову, проникая прямо в мозг. Традиция сюрреализма, в том числе сугубо кинематографического, живёт и процветает! Правда, в отличие от Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали, молодой уроженец Ливии не стал разрушать до основанья привычную логику повествования, а лишь намекнул, что за подчёркнутой обыденностью событий скрывается тайна, вселяющая трепет и способная перевернуть стереотипную картину мира. Дверь в кроваво-красную преисподнюю может оказаться куда ближе, чем кажется, буквально по соседству с домом.

Фантазм / Phantasm (1979): кадр из фильма
Куда отправляют похищенных

Как бы то ни было, «Фантазм» пополнил когорту славных фильмов ужасов 1970-х, снимавшихся талантливыми энтузиастами, на минимальные средства, которые чаще всего с лёгкостью окупались. Вот и на сей раз кассовые сборы в национальном прокате составили почти $12 млн., притом что умение Дона экономить на всём подряд, начиная с аренды съёмочной аппаратуры, позволило уложиться в $300 тыс. Судьба коскареллиевского произведения, не получившего предельно строгий рейтинг «X» только благодаря личному вмешательству Чарльза Чэмплина, кинокритика из Los Angeles Times, по дружеской просьбе позвонившего в ассоциацию цензоров, знаменательна в том плане, что в момент выхода авторы подвергались упрёкам за излишнюю жестокость, изощрённую натуралистичность (отрезанные пальцы, жёлтая кровь инопланетян и т.п.). А между тем по прошествии сравнительно небольшого временного отрезка картина представляется идеальным слепком страхов американцев в смутный период после «Уотергейтского дела», раскрывающих суть эпохи гораздо лучше, чем представляется.

.

__________
1 – Но не в англоязычной Австралии, где, напротив, испугались созвучия заголовку местной эротической кинофантазии.
2 – Откуда он, заметим, пригласил исполнителей ведущих ролей.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+