Фантомас / Fantômas (1964)

Фантомас / Fantômas (1964): постер

Полнометражный фильм.

Другое название: «Фантомас 70» / «Фантомас-70» / «Fantomas 70» (Италия), «Фантомас» / «Fantomas» (международное англоязычное название).

Франция, Италия.

Продолжительность 100 минут.

Режиссёр Андре Юнебель.

Авторы сценария Жан Ален, Пьер Фуко по романам Пьера Сувестра и Марселя Аллена, автор диалогов Жан Ален.

Композитор Мишель Мань.

Оператор Марсель Гриньон.

Жанр: комедия, криминальный фильм, приключенческий фильм, кинофантазия

Краткое содержание
Журналист Фандор (Жан Маре) высказывает на страницах газеты «Рассвет» сомнение в том, что инфернальный Фантомас (Жан Маре, озв. Раймон Пеллегрен, без указания в титрах) существует, обвинив полицию во главе с комиссаром Полем Жювом (Луи де Фюнес) в неспособности расследовать громкие дела. За это инфернальный преступник, тщательно оберегающий тайну своей личности, с лёгкостью принимая обличия других людей, похищает его вместе с невестой Элен (Милен Демонжо). Мир ждут новые потрясения!

Также в ролях: Жак Динам (инспектор Бертран), Робер Дальбан (директор журнала), Мари-Элен Арно (леди Белтрам), Анн-Мари Пейссон (дикторша), Кристиан Тома (инспектор), Мишель Дюпле (инспектор), Андре Тэнси (костюмер),

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 28.01.2017

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Фантомас / Fantômas (1964): кадр из фильма
На совещании

Официально считается, что кинематографисты вовсе не стремились предложить очередной вариант бульварных романов, выходивших из-под пера Пьера Сувестра и Марселя Аллена в начале XX столетия и печатавшихся в периодических изданиях. И тем самым вступать в соревнование с создателями классической версии – киносериала Луи Фейада (пять фильмов, снятых в 1913-14-х годах), сумевшего, в отличие от менее одарённых последователей, сотворить захватывающее и изобретательное зрелище, по-прежнему производящее сильное впечатление. Андре Юнебель и опытные сценаристы Жан Ален и Пьер Фуско (между прочим, причастен к сочинению картин об агенте O.S.S. 117 – коллеге шпиона с кодовым наименованием 007 из Соединённого Королевства) откликнулись, скорее, на феномен «бондианы», накануне прогремевший на весь западный мир. Если англичане отваживались поручать нейтрализацию безусловных злодеев (типа доктора Но и иных руководителей СПЕКТРа1) лишь секретному агенту экстра-класса, то у французов опасную миссию приходится выполнять… недальновидному блюстителю закона и представителю четвёртой власти! Шестидесятивосьмилетний (на момент премьеры) режиссёр принципиально оставляет интригу в неприкосновенности, поражая масштабностью и экстравагантностью противостояния2 Фантомасу, неуловимому, мастерски преображающемуся в других людей, пользующемуся сложными техническими устройствами. Не забывает и о лёгком духе авантюризма и романтики более ранних историко-приключенческих постановок, в том числе – с тем же Жаном Маре. Вот только доминирует эксцентричная, откровенно пародийная интонация, и решающим для успеха фактором вполне объяснимо стало участие другой «звезды» – неповторимого Луи де Фюнеса, не пожелавшего довольствоваться (подобно Бурвилю) вторым планом и доказавшего, что ведущие полицейские страны не менее уморительны, чем провинциальный жандарм!

Фантомас / Fantômas (1964): кадр из фильма
Полиция и пресса объединились

Захватывающий и смешной фильм пользовался внушительным спросом на родине создателей, сумев завлечь в кинотеатры 4,539 миллионов человек (пятое место в сезоне), хотя в карьерах обоих ведущих актёров «Фантомас» лишь замыкает списки наиболее популярных произведений. Тем поразительнее уже безоговорочный триумф картины в советском прокате, где посещаемость достигла цифры в 45,5 миллионов зрителей. Редкому произведению удаётся получить подлинно «культовый» статус в стране со всё-таки иной культурой! Фантомас стал таким же персонажем фольклора, как и главные действующие лица любимейших отечественных кинолент: «Чапаева», комедий Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова, сериалов про Штирлица и Шерлока Холмса. Это даже нашло отражение на экране, причём деревенский детектив «Анискин и Фантомас» /1974/ – далеко не единственный пример. Безоговорочное признание со стороны обширной и многонациональной аудитории заставляет отнестись с ещё большим уважением к работе Юнебеля, которая, впрочем, и без того смотрится с неослабевающим интересом спустя годы и десятилетия после появления на свет, оставаясь настоящим эталоном в своём жанре.

.

__________
1 – Хотя Фантомас, чьё истинное лицо скрывает безобразная маска, а металлический голос – повергает в трепет, заткнёт их за пояс на раз!
2 – Допустим, когда преступник отрывается от преследования при помощи… строительного крана, а особенно – в напряжённой, продолжительной кульминационной погоне в воздухе, на земле и на воде.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Строгое зеркало воспоминаний // Ровесник. – 1976, № 05. – С. 22.
Мосина Екатерина. Жан Маре. Две ипостаси // Экран. – 1991, № 18. – С. 18.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+