Фильм любви и анархии / Film d’amore e d’anarchia, ovvero ‘stamattina alle 10 in via dei Fiori nella nota casa di tolleranza…’ (1973)

Фильм любви и анархии / Film d’amore e d’anarchia, ovvero ‘stamattina alle 10 in via dei Fiori nella nota casa di tolleranza...’ (1973): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Фильм любви и анархии, или «сегодня в 10 часов утра на Виа дей Фьори в известном доме терпимости…» (вариант перевода названия), «Фильм любви и анархии» / «Film d’amore e d’anarchia» (Италия: усечённый вариант названия), «Любовь и анархии» / «Love and Anarchy» / «Love & Anarchy» (международное англоязычное название).

Италия.

Продолжительность 124 минут.

Режиссёр Лина Вертмюллер.

Автор сценария Лина Вертмюллер.

Композиторы Нино Рота, Карло Савина.

Оператор Джузеппе Ротунно.

Жанр: комедия, драма, мелодрама

Краткое содержание
Крестьянин Антонио Соффиантини (Джанкарло Джаннини, премия Каннского МКФ) приезжает в Рим с твёрдым намерением убить Бенито Муссолини. Ему должна помочь Саломея (Марианджела Мелато), проститутка из публичного дома высшего разряда, которая выдаёт «Тунина» за своего двоюродного брата. У Антонио остаётся совсем немного времени, чтобы морально подготовиться к акции, но в этот момент у анархиста завязывается роман с другой жрицей любви, Триполиной (Лина Полито, премия «Золотой глобус», Италия, как новой актрисе). Удастся ли покушение?

Также в ролях: Эрос Паньи (Джасинто Спатолетти), Пина Чеи (мадам Аида), Елена Фьоре (донна Кармела), Иза Даниели (проститутка), Энрика Бонаккорти (проститутка), Анна Бонаюто (проститутка), Анита Бранцати (проститутка), Жозиан Танцилли (проститутка), Анна Мелато (проститутка).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.10.2016

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Фильм любви и анархии / Film d’amore e d’anarchia, ovvero ‘stamattina alle 10 in via dei Fiori nella nota casa di tolleranza...’ (1973): кадр из фильма
Готовится к акции

«Тунин», конечно же, не является великим знатоком трудов теоретиков общества без государства. Этот нелепый, с рябым лицом крестьянин, поначалу откровенно теряющийся в столице, чувствуя себя неуютно в шумном, густонаселённом городе, позже признаётся, что решился на отважный поступок, вдохновившись примером убеждённого анархиста, пожертвовавшего ради идей, в которые беззаветно верил, собственной жизнью. Смущение усиливает то обстоятельство, что по легенде он приехал в гости к кузине – и волей-неволей окунулся в атмосферу роскоши и разврата, отличающую дом терпимости, облюбованный крупными дельцами, влиятельными политиками, партийными бонзами, армейскими и полицейскими чинами. В минуты уединения в гостиничном номере Антонио готовится к предстоящему покушению, но… видно невооружённым глазом, каких душевных мук бедняге стоит сама мысль о предстоящем убийстве. Даже если речь идёт о такой одиозной фигуре, как дуче!.. При всей насмешливости интонации, меткости сатирических зарисовок прямо-таки напрашивается параллель с затеей Пьера Безухова, чьи намерения застрелить Наполеона, положив тем самым конец войне и диктатуре, вызывали у Льва Николаевича Толстого нескрываемый скепсис. Насколько бы высока ни была роль личности в истории, не могла локальная, пусть и отчаянно смелая, террористическая акция в одночасье устранить объективные предпосылки для доминирования фашистской идеологии, тем самым – переломив ход истории. А уж когда появляются новые обстоятельства – в царстве продажной любви вдруг возникает высокое чувство, это вносит непредвиденные коррективы. В ответственный момент Триполина, не выдержав, кидается на Саломею с кулаками, не давая разбудить Соффиантини, притом что прекрасно понимает, какую бурю гнева тот обрушит на головы слабых женщин, когда проснётся и поймёт, что проспал.

Фильм любви и анархии / Film d’amore e d’anarchia, ovvero ‘stamattina alle 10 in via dei Fiori nella nota casa di tolleranza...’ (1973): кадр из фильма
Попался…

Замысел кинопроизведения исчерпывающе раскрывается в заключительных кадрах. «Тунин» не выдержал и за неимением лучшего открыл пальбу по фигурам помельче, оказавшимся в публичном доме, однако из газетного очерка о происшествии были изъяты любые упоминания о политических мотивах – всё свелось к преступлению на почве страсти и ревности. Лину Вертмюллер1 не устраивает серьёзный вывод в том духе, что одной из целей, ради которых режимы Адольфа Гитлера и Муссолини проводили неустанную манипуляцию общественным сознанием и репрессии в отношении неугодных лиц, являлось строжайшее сокрытие информации о происках внутренних врагов. Нация едина! Никаких инородцев и тлетворных идей! Тем более режиссёра-сценаристку не упрекнуть в спекуляции на остроактуальной тематике – на стремлении, как поступит Тинто Брасс в «Салоне Китти» /1976/, завлечь публику пикантными подробностями из жизни проституток и их клиентов в униформе, прикрывшись модной проблематикой. Едкие выпады против общества, соблазнённого красивой идеологией, подавившего то, что простые итальянцы подсознательно алчут (собственно, любовь и анархию), не кажутся надуманными. Бордель воспринимается чуть ли не образцовым заведением, где порядка и сплочённости в разы больше, чем в стране в целом, якобы взятой под полный контроль. Однако финал не прозвучал бы столь пронзительно и не оставил бы с чувством неподдельной грусти, если б авторы ограничились изобличением тотального (и тоталитарного) бардака. В отношении Вертмюллер и блестяще сыгравшего Джанкарло Джаннини к персонажу, замахнувшемуся на то, что не смог (скорее всего, не смог бы в любом случае) осуществить, нет снисходительности. Да, им были выбраны сомнительные средства, оставляли желать лучшего организация и отработка необходимых для покушения навыков, но сам внутренний настрой «маленького человека» – никак не заслуживает презрения. При всех оговорках «Тунин» да и другие парни, изображённые талантливым актёром у Лины, – далеко не худшие представители итальянского народа, по-своему славные ребята.

.

__________
1 – В пику, допустим, Бернхарду Викки («Моритури» /1965/) и Роберту Уайзу («Гинденбург» /1975/).

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Кудрявцев Сергей. Кинокомпас // Советский экран. – 1989, № 15. – С. 30.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+