Фирма / The Firm (1993)

Фирма / The Firm (1993): постерПолнометражный фильм.

США.

Продолжительность 154 минуты.

Режиссёр Сидни Поллак.

Авторы сценария Дэвид Рейб, Роберт Таун, Дэвид Рэйфилд по роману Джона Гришема.

Композитор Дейв Грузин (номинация на премию «Оскар»).

Оператор Джон Сил.

Жанр: драма, триллер

Краткое содержание
Митч МакДир (Том Круз), заканчивающий обучение в Гарвардской юридической школе, получает заманчивое для будущего выпускника предложение от адвокатской конторы Bendini, Lambert & Locke. Поначалу радости Митча и его жены Эбигэйл (Джинн Трипплхорн) нет предела, тем более что новичка берёт под свою опеку видавший виды Эйвери Толар (Джин Хэкмен), но неожиданный визит агента ФБР Уэйна Терранса (Эд Харрис) открывает Митчу глаза на истинное положение вещей в респектабельной фирме.

Также в ролях: Холли Хантер (Тэмм Хемфилл, номинация на премию «Оскар»), Хэл Холбрук (Оливер Ламберт), Дэвид Стрэтэйрн (Рэй МакДир), Терри Кинни (Ламар Квин), Уилфорд Бримли (Билл Девашер), Салливан Уокер (Бэрри Ломакс), Гэри Бьюзи (Эдди Ломакс), Стивен Хилл (Ф. Дентон Войлес), Тобин Белл (наёмный убийца фирмы по прозвищу «Нордический человек»), Дин Норрис (наёмный убийца фирмы по прозвищу «Коренастый»), Джерри Уэйнтрауб (Сонни Кэппс), Карина Ломбард (женщина на пляже), в эпизодах Пол Сорвино (Томми Моролто, без указания в титрах), Джо Витерелли (Джоуи Моролто, без указания в титрах).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.03.2013

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Фирма / The Firm (1993): кадр из фильма
Выпускник

Одноимённый роман Джона Гришема, опубликованный в 1991-м издательством Random House, не был дебютным для писателя, но впервые привлёк внимание широких читательских масс к его литературному творчеству, разойдясь за два года тиражом в 1,5 миллиона экземпляров. В преддверии премьеры экранизации популярность автора достигла апогея: Джон «поделил» шесть первых позиций в списке бестселлеров The New York Times с самим Майклом Крайтоном! По иронии судьбы, их соперничество продолжилось в кинематографе, причём и «Фирме» /1993/1, и «Делу о пеликанах» /1993/ удалось легко обойти «Восходящее солнце» /1993/, однако, даже вместе взятые, эти захватывающие детективы значительно уступили спилберговскому «Парку Юрского периода» /1993/.

Фирма / The Firm (1993): кадр из фильма
Супруга Митча

Присутствие обольстительной Джинн Трипплхорн напрасно, думается, вызовет ассоциации с её первой ролью на большом экране. Сидни Поллак не рискует делать ставку на дразнящий эротизм, хотя владельцы (точнее, сотрудники службы безопасности) фирмы тоже мастерски манипулируют «основным инстинктом» неопытного Митча, не устоявшего перед первым же искушением. А главное, режиссёр сознательно отказывается от многозначительности и недоговорённостей, на которых у Пола Верховена и Джо Эстерхаза зиждилась интрига, и место двусмысленной иронии занимает пронзительная лирическая интонация, задаваемая прихотливыми фортепьянными импровизациями Дэйва Грузина. Это не частные стилистические расхождения: заочный – возможно, неосознанный – творческий спор талантливых режиссёров позволяет отметить принципиальные различия эстетических установок.

Фирма / The Firm (1993): кадр из фильма
Преемственность поколений

Что здесь имеется в виду? МакДир, безусловно, влипает в крайне неприятную ситуацию, которую проще всего описать при помощи русских фразеологизмов «попасть как кур во щи» и «между молотом и наковальней». ФБР оставляет парню «великодушный» выбор между тюремным заключением и существованием по программе защиты свидетелей (в постоянном страхе, без права заниматься адвокатской практикой), а стоящие за руководством Bendini, Lambert & Locke влиятельные люди – вообще ни секунды не колеблются, подсылая наёмных убийц2. Однако Поллак вслед за Гришемом не намерен давить на чувство жалости к человеку, обложенному со всех сторон, точно волки из песни Владимира Высоцкого. Дело не только в том, что Эйвери моментально распознаёт в Митче такого же безнадёжного идеалиста, каким когда-то (задолго до того, как основательно увяз в ловушке, подстроенной фирмой) был сам. Авторы отстаивают мысль (несовместимую с верховеновско-эстерхазовскими художественными играми), что разум способен найти выход из любого, в том числе – кажущегося совершенно безысходным, положения. Вопрос остаётся лишь в том, на чьей стороне будет провидение (на обыденном языке – кому повезёт), а это в конечном счёте зависит от силы и чистоты намерений. Любопытно, что первоначально главная роль предлагалась Джейсону Патрику, который отказался, предоставив Тому Крузу возможность воплотить один из фирменных (прошу прощения за тавтологию!) образов в своей славной карьере.

.

__________
1 – При бюджете $42 млн. кассовые сборы составили $270 млн., из них $158,3 млн. пришлось на национальный кинопрокат.
2 – Между прочим, в обличии «Нордического человека», похожего на альбатроса, отметился Тобин Белл, будущий маньяк-моралист из цикла «Пила».

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Борев Владимир. «Фирма» веников не вяжет // Видео-АСС Премьер. – 1994, № 18. – С. 15.
Кудрявцев Сергей. Рубрика «Клуб Сергея Кудрявцева». «Фирменное» кино из Америки // Экран. – 1995, № 5-6. – С. 38-41.
Рождённая для Тома Круза // Видео-АСС Премьер. – 1993, № 20. – С. 32-34.
Дженоувиз Жалин. Том Круз // Видео-АСС PREMIERE. – 1994, № 18. – С. 29-30.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+