Фирма / The Firm (1993)

Борев Владимир. «Фирма» веников не вяжет // Видео-АСС Премьер. – 1994, № 18. – С. 15.

ФИРМА (The Firm),

США, 1993. 154 мин.

Режиссёр: Сидней Поллак. В ролях: Том Круз, Джоанна Трипплхорн, Джин Хэкмен, Эд Харрис, Холли Хантер, Хэл Холбрук.

«ФИРМА» ВЕНИКОВ НЕ ВЯЖЕТ

Этот очень американский фильм в качестве сюжета имеет чисто российскую актуальную тему. В нем рассказывается о фирме, престижной и добропорядочной, респектабельной и добротной. И существующей с единственной целью – отмывать «грязные» деньги. Для российского бизнеса это стало обыденностью, отмывочные конторы существуют при заводах и фабриках, при банках и фондах, и сами по себе. В условиях тотальной инфляции, страшных налогах ни один нормальный тип деятельности, ни один производитель не может выжить. Как правило, много денег только там, где их «отмывают».

Для Тома Круза, играющего в этом фильме молодого, подающего надежды выпускника юридического факультета, получить предложение от Фирмы – большая честь, надежда и деньги. Но попасть на Фирму при всех сложностях отбора гораздо проще, чем из нее вырваться. После нескольких месяцев работы, поняв, чем же занимается Фирма, герой Тома Круза осознает, что он в ловушке. Выйти из западни нормальным способом невозможно. Как адвокат он не может нарушить клятву и разоблачить клиента. Как сотрудник Фирмы, знающий ее секреты, он должен погибнуть. Третьего не дано. Но выход надо найти. Весь фильм и есть поиск третьего пути.

Очень американская жена очень по-американски помогает своему мужу. Крах семейного счастья, уже обозначившийся из-за перипетий служебной карьеры, в конце фильма оборачивается трогательной идиллией и мелодраматическим хэппи-эндом.

Сам же фильм, как всегда у Круза, наполнен интригами, погонями, трюками и динамизмом.

Владимир Борев

15

Кудрявцев Сергей. Рубрика «Клуб Сергея Кудрявцева». «Фирменное» кино из Америки // Экран. – 1995, № 5-6. – С. 38-41.

«ФИРМА» (THE FIRM). США, 1993. Режиссер Сидни Поллак. В ролях: Том Круз, Джинн Хэнмен, Хэл Холбрук. Уилфорд Бришли, Эд Хэррис, Холли Хантер.

«ВОСХОДЯЩЕЕ СОЛНЦЕ» (RISING SUN). США, 1993. Режиссер Филип Кауфман. В ролях: Шон Коннери, Уэсли Снайпс, Харви Кайтел, Кэри-Хироюки Тагава, Кевин Андерсон, Мако, Рэй Уайз.

«ФИРМЕННОЕ» КИНО ИЗ АМЕРИКИ

Оба фильма сняты по бестселлерам, написанным соответственно Джоном Гришэмом и Майклом Крайтоном, романистами, которые в начале 90-х годов лидируют в списке авторов популярных книг. Экранизации этих произведений как бы автоматически запрограммированы на успех в кинопрокате, что и подтверждается результатами кассовых сборов. Можно вновь похвалить «голливудских стратегов», которые чаще всего предпочитают не рисковать и заручиться первоначальной поддержкой книжного рынка.

Но, помимо этого обстоятельства, в обеих картинах есть нечто существенное для американского общества постконсервативного периода. И оно не исчерпывается некоторым сходством главного конфликта «Фирмы» и «Восходящего солнца», который прямолинейно может быть сформулирован так: честные и хорошие американцы, настоящие янки (пусть полицейский Уэб Смит и стал чернокожим в результате трансформации романа Майкла Крайтона!), способны противостоять продажности и беззаконию в фирмах и компаниях различного уровня.

38

Апофеоз американизма, возвеличивания истинных патриотов своего отечества лишь получает в угоду «новым временам» соответствующую демократическую окраску – герои не стесняются вскрывать подноготную общества, аморальность и корыстность представителей власти. Скандал по поводу «иноземного проникновения» во все сферы американской жизни, начиная, естественно, с экономики, оказывается на поверку дутым и лишенным какой-либо национальной окраски.

Поскольку в «Восходящем солнце» во всех махинациях и убийствах, приписываемых нехорошим японцам из соперничающих предпринимательских кланов, на самом деле повинен зарвавшийся янки Боб Ричмонд. Нечист на руку и грешен по своим интимным маниям сенатор Джон Мортон (забавно, что на эту роль приглашен как бы «фирменный американский негодяй – актер Рэй Уайз). Да и в «Фирме» к подлым способам заманивания молодых юристов и опутывания их сетью противозаконных деяний ради личного обогащения прибегают типичные англосаксы со Среднего Запада.

Интересно, что сатирический заряд (как в «Достопочтенном джентльмене» и «Герое», отчасти в «Дейве») не способствует зрелищности фильмов. Использование же элементов детектива, судебной драмы и мелодрамы резко повышает зрительский потенциал. А герой-резонер призван выполнить роль рыцаря без страха и упрека. Не случайно зарекомендовавший себя не раз в качестве «хорошего американского парня» (например, в хите 1992 года «Несколько хороших парней») молодой кумир публики Том Круз играет в «Фирме» юного выпускника юридического факультета престижного Гарвардского университета Митча Макдира, который в отличие от героя книги, перехитрив и выведя на чистую воду коррумпированных бизнесменов, все-таки остается внутри системы.

В «Восходящем солнце» вроде бы два истинных борца с преступностью, но недостаточно опытный Уэб Смит вынужден быть на подхвате у «учителя» Джона Коннора, старого полицейского волка, специалиста по японскому менталитету. Закономерно, что мудрого партнера по расследованию загадочного убийства девушки-американки в офисе японской компании в США играет сам Шон Коннери, некоронованный король приключенческого кино, который и в свои 63 года признается молодыми американками в качестве секс-символа, если судить по опросу журнала «Плейбой». Настоящий мужчина Шон Коннери, не потерявший физической формы и приобретший житейскую умудренность, философский склад ума, «Джеймс Бонд в отставке» может пуститься и в погоню, но выигрывает все же благодаря интеллекту и интуиции, помогающей выпутываться из самых непредвиденных ситуаций. Ведь он, по беспроигрышной американской логике создания кинобестселлеров, просто обязан торжествовать в финале, попутно оказываясь недостижимым примером для напарника и в личной жизни (выясняется, что полуяпонка Джинжд, специалистка по видео из

39

полиции, является любящей женой капитана Коннора). Само созвучие фамилий героя и исполнителя работает надлежащим образом на этот мифологизированный характер. Янки шотландского происхождения, словно один из рыцарей Круглого стола, побеждает «азиатского дракона».

«Фирменное» кино из Америки не может обойтись без непременного оптимизма и положительных героев, которые не только спасают мир на экране от тех или иных бедствий, происков злодеев, убийц и воров, но и не дают поколебаться чувству национального достоинства, американской гордыни уже по эту сторону экрана. Можно, конечно, обвинять Голливуд в своеобразной лакировке действительности. Но в каждом конкретном случае следует оценивать произведение прежде всего с точки зрения художественности, соответствия избранной манеры действию и образному строю картины.

В «Фирме» наиболее удачными моментами из 154 минут ленты, в которую сценаристы и режиссеры напрасно стремились включить все сюжетные линии романа, кажутся захватывающие детективные перипетии сюжета – схватка молодого адвоката с махинаторами из внешне благопристойной фирмы. Рассказ же о взаимоотношениях Митча Макдира и его жены Эбби раздражает из-за своей надуманной нервозности или, наоборот, приторной благостности с ежесекундными признаниями в любви.

В «Восходящем солнце» тоже немало лишних сцен, хотя фильм короче на 25 минут. Режиссер будто не рискует довериться целиком жанру интеллектуального триллера, вставляя эффектные эпизоды погонь, автокатастроф, перестрелок или, согласно своим прежним вкусам (он же – автор картин «Невыносимая легкость бытия» и «Генри и Джун» со смелыми эротическими моментами), соблазняя зрителей пикантными кадрами. Но, к счастью, менее тенденциозен, по-своему лукав «хеппи-энд», позволяющий убедиться, что над Америкой еще не восходит желтое солнце.

Сергей Кудрявцев

40

Рождённая для Тома Круза // Видео-АСС Премьер. – 1993, № 20. – С. 32-34.

Рожденная для Тома Круза

Тому Крузу и его жене Николь Кидман пришлось заметать следы, выдавать ложную информацию, чтобы защитить появление на свет своей маленькой Изабель. И до такой степени, что все теряются в догадках!

Конечно, многие знали, что Том, к сожалению, оказался стерильным и потерял всякую надежду стать отцом. Было также известно, что у него с Николь появилось намерение «купить» ребенка. Они об этом говорили открыто, и вскоре стали ходить слухи, что уже подготовлены все необходимые бумаги к усыновлению…

И вдруг театральный жест! Том и Николь объявили, что в циркулирующих слухах о выборе ребенка нет ничего правдивого, потому что… они отказались от своего проекта! Потом, несколько недель спустя, в декабре прошлого года, они вдруг заявили, что ребенок у них и что он появился как раз ко второй годовщине их свадьбы, как восхитительный подарок к Новому году!

На самом деле они только сделали вид, что не хотят больше иметь ребенка!.. И все потому, что один частный сыщик захотел узнать имя настоящей мамы. А так как было слишком много курьезов, связанных с чрезмерным любопытством к их частной жизни, Том и Николь испугались за своего будущего ребенка. И в то время, когда они делали абсолютно противоречивые заявления, они, запутав следы, ждали рождения их чудо-ребенка. И на этот раз уже нет никаких сомнений: в настоящее вре-

31

мя они являются родителями обожаемой маленькой Изабель, которую любят уже как своего собственного ребенка!

Том и Николь заключили «финансовое соглашение» с бедной семьей из Майами, воспитывающей двух детей и не способной позволить себе рождение третьего. Они сделали все возможное, чтобы будущая мать ни в чем не нуждалась, чтобы тщательно соблюдала все указания врача. Ко всему прочему, они, как люди верующие, попросили женщину рожать в тишине собора, чтобы не причинить ни малейшего вреда ребенку.

Действительно, церковная наука утверждает, что мозг ребенка может быть поврежден, если во время его рождения раздастся хотя бы один звук. Ну и, конечно, все необходимые предосторожности были предприняты!

Актер и его жена уже несколько месяцев назад обратились в одно из частных агентств в Соединенных Штатах, которое служит посредником между бесплодными родителями и матерью, готовой отдать им своего будущего ребенка!

«Все прошло просто замечательно, – рассказывает близкий друг. – Настоящие родители, которые остались анонимными, не стали колебаться. Они хорошо знали, что такая пара, как Том и Николь, будет любить и лелеять их ребенка». А имя настоящих родителей они откроют дочери в том возрасте, когда она сможет понять их поступок.

Девочка весом в четыре килограмма, родилась в середине января, в Майами. Актер и его супруга, которые вместе снимались в тот момент в фильме «Фирма» в Мемфисе, сразу же покинули съемочную площадку для того, чтобы первым самолетом вылететь во Флориду.

«Когда Николь взяла в руки это очаровательное дитя, ее лицо озарилось счастьем, – рассказывает медсестра. – Мне кажется я раньше не видела столько радости и любви в глазах женщины».

«Для Тома Изабель – настоящее сокровище, и он бережет ее как зеницу ока», – призналась Николь, сияющая от счастья. И это на самом деле так, Том – самый счастливый из всех мужчин на свете». «Я так давно хотел иметь ребенка, что сегодня каждый день благодарю Бога, – заявил он. – Изабель теперь для меня важнее моей карьеры и моих дел. Она и Николь – это самое дорогое, что у меня есть на свете».

Для Николь жизнь тоже в настоящее время счастливо переменилась. «Сейчас, когда у нас есть ребенок, мы полностью счастливы, – сказала она. – Эта малышка укрепила нашу любовь».

На церемонии вручения «Золотого Глобуса» нельзя было не заметить, что Том и Николь любят друг друга как никогда. Радостные, они держались за руки, как два голубка, и обменивались счастливыми взглядами.

В настоящее время Том и Николь отвезли приемную дочь на свою шикарную виллу в Лос-Анджелесе. Но это пока. А вообще герой «Человека дождя», недавно купил двадцать два гектара в прериях Колорадо, чтобы построить большой дом, где они будут растить своих детей. Именно детей, поскольку чета кинозвезд не собирается останавливаться на полпути! Они хотят, чтобы у их первого ребенка были братья и сестры, а для этого надо создать настоящую семью.

По материалам журнала «Premiere»

Перевод Е. БОЛДЫРЕВОЙ

32

Дженоувиз Жалин. Том Круз // Видео-АСС PREMIERE. – 1994, № 18. – С. 29-30.

ТОМ КРУЗ

На Довильском фестивале спецкор «Видео-Асс»а попросил у Тома Круза автограф. Актёр с большим удовольствием черкнул на обложке журнала PREMIERE №13.

В 1991 году, во время съёмок в фильме «Далеко вдали» в Ирландии, Том Круз получил от кинокомпании «Парамаунт» посылку, в которой была книга иод названием «Фирма».

Актер проглотил роман залпом за один день и сразу же решил, что, если по нему будут делать фильм, он сыграет главного героя, юриста Митча Макдира. В интервью журналу «Энтертеймент уикли» Круз говорил, что не испытывал никаких сомнений относительно роли, хотя только что сыграл адвоката в фильме «Несколько хороших мужчин».

«Вот человек, который много и упорно трудился. Он совершил в жизни одну-единственную ошибку – неправильно выбрал место работы – и в результате попал в ловушку, – говорит Круз о герое «Фирмы». – На протяжении всего фильма Митч несет на своих плечах бремя лжи. Он спит с другой женщиной. Это фильм о том, как возникают тайны и как они раскрываются».

Актриса Николь Кидман, жена Круза, позаботилась о том, чтобы во время съемок «Фирмы» подобных тайн не возникало. Пресса сообщала, что во время съемок мужа в эротических сценах, особенно с обольстительной Кариной Ломбард, Кидман ни на минуту не покидала съемочной площадки.

Но Ломбард уверяет, что жена Круза могла и не беспокоиться. В беседе с корреспондентом журнала «Пипл» она оценила поцелуй своего партнера на «шестерку» но десятибалльной системе и заявила, что Круз, конечно, «хорошенький», но ее муж, актер и подающий надежды драматург Энтони Крэйн, гораздо сексуальнее.

Похоже, кинозрители Америки не согласны с оценкой Ломбард. В премьерный уик-энд «Фирма» собрала 26 миллионов долларов, обойдя в списках кассовых фаворитов даже супербоевик «Парк юрского периода».

Однако Круз не стал задерживаться в США после премьеры. Вместе с женой и крохотной дочкой Изабеллой, которую они удочерили в январе 1993 года, актер отбыл в австралийский город Сидней, где живут родители Николь Кидман, чтобы поплавать под парусами.

Том Круз отказался от традиционною в таких случаях предпремьерного рекламного турне и заявил, что после трех лет напряженной работы в кино хочет побыть с семьей.

Несомненно, для Круиза отпуск – это нечто новое. До сих пор его считали типичным «трудоголиком», а на съёмочной площадке фильма про автогонщиков «Дни грома» ему дали прозвище «лазерная голова» за упорство и работу без устали.

Актер говорит, что изменился благодаря жене. «Когда рядом Ник, я буквально чувствую, как в воздухе разливаются радость и веселье, – говорил он в интервью «Роллинг стоун». – Она постоянно смешит меня. Придумывает всякие забавные безделушки. До знакомства с Николь я не думал ни о чем, кроме карьеры. Сейчас мы все делаем вместе. Теперь я понял, что работа вовсе не означает тяжелый, изнурительный труд. Передо мной открылась новая жизнь».

Когда будущий актер был ребенком, он все время мечтал о новой жизни. Томас Круз Мапотер IV родился 2 июля 1962 года в городке Сиракьюс, штат Нью-Йорк. Он был третьим из четырех детей и единственным сыном Томас Круза Мапотера III, электроинженера, и Мэри Ли Мапотер, непрофессиональной актрисы и учительницы в школе для детей, страдающих дислексией и чрезмерной активностью.

Том Круз, его мать и сестры тоже были подвержены дислексии – заболеванию, при котором человек испытывает трудности в чтении. Учась в школе, мальчик пытался избавиться от комплекса неудачника, создавая вымышленный мир, полный фантазий и приключений.

«Я всегда был тем парнем, который забывает по вторникам выносить мусор, – рассказывал он. – Я любил сидеть на заднем дворе, смотреть на облака и мечтать. Я жаждал приключений. Уходя на задний двор, я погружался в царство чудовищ и драконов, потому что мне хотелось чего-то яркого и необычного».

Круз мечтал и о хорошей, крепкой семье. Его родители постоянно переезжали с места на место. К тому времени, когда мальчику исполнилось 12 лет, семья поменяла дюжину местожительств. Томас ходил в восемь начальных и три средние школы.

«Я столько путешествовал, переезжая с места на место, что поневоле научился приспосабливался к обстоятельствам, – говорил Круз в интервью «Роллинг стоун». – Как будто я все время играл в различные роли в пьесах бродячего театра. Если мы отправлялись на юг, я начинал говорить с южным акцентом, потому что крутой парень не мог говорить с канадским акцентом».

Но дальше дела пошли еще хуже – когда мальчику исполнилось 11 лет, родители развелись и мать выбивалась

29

из сил, чтобы прокормить семью. 14-летний Круз был отправлен в духовную семинарию францисканцев, чтобы у матери стало одним голодным ртом меньше. Актер вспоминает, что в те годы они были так бедны, что однажды на Рождество «сочиняли стихи и читали их друг другу в качестве подарков».

Вначале Круз попытался пробиться в спорте. и начал активно заниматься футболом, хоккеем, борьбой, теннисом, бейсболом, лыжами. Как ни странно, именно спорт, хотя и не впрямую, подтолкнул его к будущей карьере актера. Во время соревнований по борьбе парень получил травму и оказался на скамейке запасных. Тренер порекомендовал ему испытать свои силы в школьном спектакле – мюзикле «Парни и девочки».

Круз пришел на прослушивание и получил главную роль. Позже он говорил, что «на сцене почувствовал себя как дома». В этот вечер он попросил мать и приемного отца дать ему 10 лет на то, чтобы реализовать себя в шоу-бизнесе.

Круз переехал в Нью-Йорк. Он работал помощником официанта, убирал грязную посуду, а в перерывах ходил на прослушивания. Крохотный эпизодик в фильме «Бесконечная любовь» стал для него первым прорывом в кино, потом он получил в «Курсантах» роль, на которую обратили внимание критики.

В следующем фильме «Рискованный бизнес» Круз исполнил роль старшеклассника, который впервые остается дома без родителей. Одна из сцен фильма стала поворотным пунктом его карьеры, растопив тысячи женских сердец и закрепив за молодым актером амплуа секс-символа: ошалевший от перспективы самостоятельной жизни герой танцует в пустом доме в носках и нижнем белье, подпевая в такт пластинке «Old Time Rock-n-Roll» Боба Сигера.

В 1986 году Круз снялся в роли летчика-истребителя в фильме «Абсолютное оружие» и внес в имидж молодого любовника героические нотки. Фильм собрал в прокате более 150 миллионов долларов.

Хотя Круз быстро стал кумиром кинозрителей, похвал от кинокритиков ему пришлось ждать долго, и только в конце 80-х годов они его превознесли за работы в фильмах «Цвет денег» и «Человек дождя», а роль ветерана вьетнамской войны в ленте «Рожденный 4 июля» принесла актеру номинацию на «Оскара».

Следующий фильм Круза «Дни грома» стал неудачным в художественном и коммерческом отношениях, но оказался поворотным пунктом в личной жизни Круз, женившийся в 1987 году на актрисе Мими Роджерс, влюбился в Николь Кидман, игравшую в «Днях грома».

В 1990 году Круз развелся с Роджерс, но при этом остался приверженцем церковной секты сциентологов, с религией которой его познакомила первая жена. Эта церковная секта, была основана автором фантастических романов Л.Роном Хаббардом, и суть ее учения сводится к тому, что человек должен сам себе помочь. Но журнал «Тайм» считает, что сциентологи исповедуют «культ жадности», а газета «Лос-Анджелес таймс» обвиняет их в том, что они «отчуждены от общества, догматичны, лишены прежних убеждений, их наказывают за отклонения от правил секты, поощряют за послушание и заставляют работать, как рабов, чтобы они выполняли производственные нормы».

Круз говорит, что сциентологи помогли ему справиться с дислексией и стать лучше в человеческом отношении. «По сути… они помогли мне стать самим собой, научили, что нужно сделать, чтобы стать личностью, которой мне хочется быть, и исследовать интересующие меня художественные темы и проблемы».

Вначале Кидман весьма скептически отнеслась к необычным религиозным верованиям мужа, но постепенно прониклась его убеждениями приняла вероисповедание сциентологов.

Поскольку Круз стал членом организации, вызывающей множество противоречивых толков, многие считают, что в душе актера, которому исполнился 31 года, по-прежнему живет растерянный, испуганный маленький мальчик. Это мнение не могут поколебать даже астрономические гонорары Круза – актер требует 12 миллионов долларов за один фильм и занимает в Голливуде второе (после Шварценеггера) место по сумме получаемых гонораров. В интервью «Роллинг стоун» Круз говорил: «Актерская карьера для меня – продолжение мечты детства. Кто бы мог подумать, что этот мальчишка может вырасти и стать кинозвездой?»

Жаклин Дженоувиз

С любезного разрешения газеты «We/Мы»

30

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+