Формула / The Formula (1980)

Формула / The Formula (1980): постер

Полнометражный фильм.

США, ФРГ.

Продолжительность 117 минут.

Режиссёр Джон Джи. Эвилдсен.

Автор сценария Стив Шэган,
по мотивам своего одноимённого романа.

Композитор Билл Конти.

Оператор Джеймс Крейб (номинация на «Оскар»).

Жанр: криминальный фильм, триллер

Краткое содержание
Лейтенант лос-анджелесской полиции Барни Кейн (Джордж К. Скотт) получает задание расследовать убийство Тома Нили, его старого друга и в прошлом — начальника. «Ниточка» тянется к Адаму Стайффелу (Марлон Брандо) — нефтяному магнату, владельцу и председателю совета директоров компании Titan Oil, деликатные поручения которого в последнее время выполнял покойный…

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Также в ролях: Марта Келлер (Лихза Шпанглер), Джон Гилгуд (доктор Абрахам Эссау), Дж.Д..Спрэдлин (Артур Клементс), Беатрис Страйт (Кэй Нили), Ричард Линч (генерал Хельмут Кладен / Фрэнк Тедеско), в эпизодах: Крэйг Нельсон (геолог)

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.12.2012

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Формула / The Formula (1980): кадр из фильма
Магнат и полицейский: непринуждённая беседа

С момента попадания одноимённого романа Стива Шэгана, написанного в 1979-м году, в список национальных бестселлеров вопрос о его экранизации был, можно сказать, предрешён. Дополнительному привлечению внимания к картине способствовала встреча на экране1 двух легендарных голливудских кинозвёзд, которых помимо прочего – роднил отказ от присуждённых «оскаровских» статуэток. К сожалению, «Формула» не пользовалась зрительским спросом, собрав в североамериканском прокате $8,89 млн., и даже – номинировалась на новообразованную антипремию Razzie2 в ключевых категориях. По иронии судьбы, сомнительной участи не избежал и Марлон Брандо, вроде бы честно отработавший астрономический гонорар ($2,75 млн. за одиннадцать дней, потребовавшихся для съёмок трёх сцен), якобы являвшийся единственной целью его участия в проекте.

Формула / The Formula (1980): кадр из фильма
Он знает формулу

Словом, можно понять расстроенные чувства Джона Дж. Эвилдсена, заявившего о желании убрать из титров своё имя в качестве режиссёра и монтажёра, обвинив Шэгана, на правах продюсера внёсшего в фильм существенные правки, в искажении замысла. Между тем фильм, злободневность которого бросалась в глаза в свете последствий нефтяного кризиса 1973-го, нисколько не утратил актуальности спустя годы, а теперь уже и десятилетия. Детективная интрига, уводящая в далёкое прошлое – в краткий период, когда под натиском советских войск руководство гитлеровской Германии пыталось выторговать себе у США и Великобритании безопасность в обмен на научные секреты, дополнительно усиливает остроту подачи материала. Незабываем эпизод посещения Кейна и Лизы Шпанглер берлинского кабаре, открытого явно в расчёте на ностальгирующих по нацистскому прошлому, где фоном для полуобнажённых танцовщиц служит экран, на который проецируется хроника военных лет. Всё-таки немногие западные (тем более заокеанские) кинематографисты затрагивали «скользкую» тему сотрудничества представителей капитала из противоборствующих лагерей. Но и это оказывается в понимании Шэгана и Эвилдсена частным случаем. В пафосной финальной речи Стайффел ничуть не бахвалится, рассуждая о бремени глобальной власти, для которой главное – сохранение стабильности. Не бахвалится, но… умалчивает о сопутствующих механизмах, действие одного из которых демонстрирует следом, во время по-деловому лаконичного телефонного разговора с европейским коллегой. «В бизнесе мы все швейцарцы», – фраза, которую можно было бы использовать в качестве слогана картины. И есть ли шанс у таких честных блюстителей закона, как Барни3 бросить достойный вызов сильным мира сего, мощь которых обуславливается не только контролем над финансовыми потоками, но не в последнюю очередь – доступом к тайным знаниям, как раз символизируемым разыскиваемой формулой синтетического горючего?..

.

__________
1 – Что, кстати, подчёркнуто на рекламном плакате фильма, где актёры изображены в своеобразной конфронтации, лицом к лицу.
2 – Правда, одновременно с выдвижением на награду Американской киноакадемией оператора Джеймса Крейба.
3 – Джордж К. Скотт, кажется, не умеет не быть убедительным.

Прим.: рецензия публикуется впервые


 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+