Форрест Гамп / Forrest Gump (1994)

Минаев Борис. Кто такой Форрест Гамп? // Огонёк. – 1995, № 13. – С. 64-65.

Кто такой Форрест ГАМП?

Американская киноакадемия 27 марта представляет новых героев

Безусловно, героем американской киномечты может оказаться всякий грязный гангстер и компьютерный монстр, проститутка и слепой инвалид, трущобный негр и наивная простушка. Каждый имеет шанс вдруг перевоплотиться в привычный образ супергероя.

…И все-таки этот романтический сентиментализм с человеческим лицом – и крестьянки любить умеют! и в жизни всегда есть место подвигу! – имеет естественные границы. Эта киномечта апеллирует к здоровому человеку, к его естественной потребности стать еще более здоровым и нормальным.

Герой же фильма «Форрест Гамп», как это ни печально, – природный и, если можно так выразиться, естественный идиот и по структуре своего мышления, и по манере двигаться и разговаривать, и по некоторым другим психофизическим реакциям. Медицина!

Конечно, как и должно быть в голливудском киноязыке, эти его черты даны мягкими и даже симпатичными штрихами – без брызгающей слюны и иных ненужных подробностей.

Можно, конечно, вспомнить клинику душевнобольных из фильма «Кто-то пролетел над гнездом кукушки» – но и в этом шедевре Милоша Формана речь шла о драме нормального человеческого «Я», которое пытаются сломать или раздробить в угоду чьей-то воле, банальной выгоде.

Человеческое «Я» Форреста Гампа – иной природы. Он никогда не станет да и не хочет в глубине души стать таким, как мы. Он одномерен, замкнут в прозрачной сфере своей болезни.

И тем не менее режиссер проводит этого героя по всем ступеням великой американской мечты: Форрест Гамп – футболист (футбол, естественно, американский), герой войны во Вьетнаме, миллионер, газетный символ, великий гуру, персонаж теленовостей, и наконец, горячо любящий муж и отец. Это, конечно, самая недоступная из его вершин – но и она покорена.

«Бороться и искать, найти и не сдаваться», – шепчет идиоту на ухо его Америка, и он бежит, бежит… за этой мечтой.

Поначалу столь бесхитростная упаковка такой непростой и непривычной истории начинает раздражать безумно: мол, как – опять?.. Но проходит какое-то время, и ты понимаешь, что ведь идиотское восхождение Форреста Гамма по ступеням американского успеха имеет и обратный, отраженный смысл: если он, ТАКОЙ, стал в Америке самым-самым – то каковы же цена и значение символов этого успеха? И еще. Раз этот человек становится героем фильма – снимается (в каком-то смысле) само понятие границы, самой территории нормального естественного существования, которое только и может считаться человеческим. Ведь если идиот, как выясняется, глубоко нормален, то… То, быть может, все мы – отчасти идиоты?

…Не знаю, в чем истинная причина популярности в Америке фильма о Форресте Гампе – то ли в том, что это действительно лишь оригинальная версия старой притчи о Великом Успехе… то ли в том, что сегодня любой фильм о доброте и любви будет кассовым (и чем он лапидарнее, тем больше касса)… то ли в том, что широкому зрите-

64

лю благодаря этому фильму наконец-то стало доступно чувство самоотстранения, самоиронии (столь глубоко въевшееся в нашу национальную почву).

Ведь в отличие от современного европейского кино, которое не раз и не два формулировало идею о неразрывности здоровья и болезни, нормального и аномального, – создатель «Форреста» эту идею не просто показал, а сделал достоянием миллионов. Миллионов форрестов гампов. II миллионов тех его «одноклассников», которые в первых кадрах фильма не желают пускать его на сиденье школьного автобуса – сажать рядом с собой. Не случайно в последних кадрах школьный автобус появляется вновь – и как чуть ли не главный символ «нормальной» Америки, и как символ того, что она окончательно впустила и приняла «урода», «неправильного человека», «отщепенца» из самых крайних и неисправимых: отщепенца самой природы.

То есть «великая Америка» вновь подтвердила свое величие. И вместе с тем простая, всамделишная Америка, быть может, впервые задумалась о себе. О себе в целом как о едином мире. Таким образом, фильм «идеологически выдержан» – приятен простому человеку. II вместе с тем «ломает стереотипы» – то есть попадает в интеллектуальную струю (струю мультикультуры, которой бредит академическая Америка).

Напротив, европейская культура увидит себя в странном зеркале иного сознания – в «Форресте» князь Мышкин со всей его сложностью доведен до простоты и ясности рекламного символа.

И наконец, российский зритель вздохнет о том, что даже ТАКОЙ матерый человечище, как бедняга Форрест, имеет все шансы и все права стать счастливым… если, конечно, обладает типично американским упорством, которого у нас отродясь не бывало.

И всем есть куда бежать. Маленькое чудо искусства все же произошло. А мы уж думали – конец фильма…

■ Борис МИНАЕВ

Вы уже знаете, сколько «Оскаров» и за что получил «Форрест Гамп». Всего фильм режиссера Роберта Земекиса был выдвинут на премии Американской ки-ноакадемни в номинациях:

фильм режиссер

актер

актер второго плана

сценарий-адаптация

оператор-постановщик

художник-постановщик

монтаж грим музыка звук

визуальные эффекты

■ Свою первую премию Роберт Земекис получил еще студентом — за сценарий к фильму «Поле славы». Как режиссер Земекис дебютировал при поддержке Стивена Спилберга в 1977 г. В 1985 г. он снял рекордный по сборам фильм «Назад в будущее» (350 млн. долларов), такой же успех в мировом прокате имела его картина «Кто подставил кролика Роджера». «Форрест Гамп» за первые четыре месяца проката в США собрал 284,4 млн. долларов. В Европе фильм пользовался наибольшей популярностью у зрителей Бельгии, Германии, Испании, Норвегии и Швейцарии.

■ Форрест Гамп — двадцать вторая роль Тома Хэнкса в кино. Впервые Хэнкс был выдвинут кандидатом на «Оскара» в 1988 г. за роль в фильме «Большой». Худшим фильмом, в котором он снимался, считает комедию «Человек в красном ботинке», американский вариант ришаровского «Блондина», лучшим – «Филадельфию», за роль в котором он получил премию Академии в прошлом году.

■ Сценарий «Форреста Гампа» написан Эриком Ротом по одноименной повести Уинстона Грума. «Повесть, – по словам Рота, – уже сама по себе обязывала всех, кто работал над фильмом, отойти от многих условностей киноремесла».

■ Оператор-постановщик Дон Берджесс, давно работающий с Робертом Земекисом, впервые использовал на съемках «Форреста Гампа», 85% которых проходили на натуре, спутниковый аэронавигационный прибор, определяющий точное месторасположение солнца в конкретное время. С помощью этого прибора удалось подобрать идеальное освещение для ключевых сцен фильма.

■ «Вьетнамские» эпизоды снимались в Южной Каролине. Актеров готовили к ним по специально разработанной военным консультантом Дэйлом Даем еще к фильму Оливера Стоуна «Взвод» программе, включающей трехдневный марш-бросок.

■ Режиссер комбинированных съемок Кен Ралстон, четырежды получавший «Оскара» за спецэффекты, считает «Форрест Гамп» самым трудоемким из фильмов Земекиса. Работа над сценами встречи Форреста Гампа с американскими президентами, длящимися на экране несколько секунд, заняла девять месяцев. Были просмотрены сотни часов кинохроники и отобраны кадры, точно соответствующие сценарию. Единственное исключение было сделано для Джона Кеннеди. По сценарию, Форрест Гамп должен был встретиться с Кеннеди в саду Белого дома, но кадров, подходящих для монтажа, не нашлось, и сцена была перенесена в Овальный кабинет.

■ В документальной ленте, в которую был «вживлен» Том Хэнкс, Кеннеди пожимал руку женщине. Всего в сцене встречи с Кеннеди использованы три документальных фильма, снятые в разное время. Чтобы президент «говорил» текст по сценарию, движение губ было подправлено на компьютере. Также с помощью компьютера были очень правдоподобно «отрезаны» ноги лейтенанту Дэну, герою Гэри Синайза, показаны фантастические достижения Форреста Гампа в настольном теннисе и собрана многомиллионная массовка антивоенной демонстрации, в первых рядах которой зритель узнает Эбби Хоффмана, Джерри Рубина и доктора Спока.

■ Неправдоподобно долгий полет пера, опускающегося к ногам героя Тома Хэнкса, был снят без каких-либо технических ухищрений двумя камерами.

ОГОНЁК № 13 март 1995

65

Pages: 1 2 3 4 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+