Франкенштейн Мэри Шелли / Frankenstein (1994)

Самонов Георгий. Драма Франкенштейна // Видео-Асс Экспресс. – 1995, № 32. – С. 10-11.

ДРАМА ФРАНКЕНШТЕЙНА

Тот, кто думает, что новая экранизация готического романа Мэри Шелли – очередной фильм ужасов, глубоко ошибается. Эта картина – драма, самая настоящая драма, полная шекспировских страстей, безумства, любви и ненависти.

Интересно, предполагал ли такой результат Фрэнсис Форд Коппола, когда отдавал сценарий Стефа Лейди, написанный в 1987 году, в руки британского актера и режиссера Кеннета Брэна (именно так правильно звучит его фамилия) и решался на продюсирование этого проекта. Во всяком случае, теперь у постановщика «Дракулы Брэма Стокера» появился довольно значительный повод для зависти. И, безусловно, причина тому – неординарная натура и самобытное мастерство постановщика «Франкенштейна Мэри Шелли».

Рассказывая классическую, ставшую уже хрестоматийной историю о докторе Франкенштейне и его чудовищном Творении, Кеннету Брэна удалось избежать штампов жанра «хоррора». И в то же время, оставаясь верным духу и букве литературного первоисточника, режиссер сумел создать мощнейшую по эмоциональному заряду трагедию, в центре которой – драма нескольких людей, попавших в бурный водоворот страстей, захлестнувших их и заставивших сделать свой единственный и последний выбор в этой жизни.

В трактовке Брэна личная драма Франкенштейна не в том. что он близок к безумию и одержим навязчивой идеей создать из органов мертвецов живого монстра. Будучи страстным фанатиком своего дела,

10

Франкенштейн переступает грань между жизнью и смертью, решив попрать все законы бытия. Тем самым он подписывает приговор не только себе, но и самым дорогим для него людям.

По собственному признанию режиссера, он снимал картину о стихийной страсти. Действительно, весь фильм пронизан темой трагической, несбывшейся любви. И, в первую очередь, между Виктором и его приемной сестрой Элизабет, ставшей в последствии его невестой. В других лентах о Франкенштейне Элизабет всегда выполняла роль некоего декоративного создания. Здесь же этот персонаж наделен сильным и независимым характером, от чего любовная линия фильма наполнилась довольно мощным звучанием.

Смешанные чувства любви и ненависти терзают и самого Монстра в прекрасном исполнении Роберта Де Ниро. Его персонаж, существо одновременно беззащитное и беспощадное, страдает так же как обычный человек и обладает такой же способностью любить. Он испытывает нежные чувства к семье бедняков, к которым он случайно попадает, и, безусловно, к самому Франкенштейну, которого он, не без основания, называет своим отцом.

Кеннет Брэна и Роберт Де Ниро потратили почти целый год на создание достоверного образа Монстра, или, как его еще называют, Существа. Они встречались с людьми, перенесшими инсульт и пораженными параличом, с больными, страдающими нарушением речевого аппарата. Они изучали медицинские статьи, посвященные лицевой хирургии, а также думали над тем, каким образом должен ходить человек с пересаженной чужой ногой и как он будет говорить, имея чужую челюсть. Вдобавок к тому, во время съемок Де Ниро проводил в гримерной по 12 часов ежедневно. В результате такого кропотливого труда облик Существа превзошел все мыслимые ожидания. Но что удивительно, Монстр не только устрашает, но и вызывает жалость. Судя по всему, именно такого неожиданного эффекта стремились достичь создатели «Франкенштейна Мэри Шелли», и им это удалось.

Картина производит сильное впечатление, поскольку сделана большим мастером, вложившим в нее всю свою энергию, талант и любовь, что ощущается практически в каждом кадре.

Георгий САМСОНОВ

11

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+