Фредди мёртв. Последний кошмар / Freddy’s Dead: The Final Nightmare (1991)

Боброва Ольга. Фредди Крюгер: прощай и здравствуй! // Видео Дайджест. – 1992, № 8. – С. 47-48.

ФИЛЬМЫ И МИФЫ

Колесо обозрения

ФРЕДДИ КРЮГЕР: ПРОЩАЙ И ЗДРАВСТВУЙ!

Умер Фредди Крюгер. Король Ужасов 80-ых, настоящий мастер своего дела. Семь лет он пугал и восхищал зрителей своими смертоубийственными проделками. Кошмарная его фантазия казалась неисчерпаемой. Пять фильмов за шесть лет, а он выглядел все таким же бодрым и свежим, как в первый день своего рождения. Да, он бы еще мог многое натворить, но шестой фильм стал для него последним. Он так и называется: «Смерть Фредди. Последний кошмар на улице Вязов».

Фредди Крюгер прославил своего создателя. В 1984 году, после выхода на экраны первого «Кошмара» сорокачетырехлетний режиссер Уэс Крейвен, что называется, проснулся знаменитым. Нельзя сказать, что в предыдущие годы он ничего не делал. Дебютировав в 1973 году картиной «Вместе», поставленной с Шоном Куннингамом (известным теперь по сериалу «Пятница, 13-е») в жанре soft porno, за десять последующих лет он снял с полдюжины криминальных фильмов в довольно своеобразном, жестоком и натуралистическом стиле. Но ни одна из его ранних картин так и не выбилась из общего ряда. Все они стали всего лишь генеральной репетицией «Кошмара на улице Вязов», который имел феноменальный успех.

Снятый за два миллиона долларов, он принес 26 миллионов долларов прибыли, положив начало одному из самых популярных киносериалов, который на сегодняшний день насчитывает шесть фильмов. Причем, каждый новый фильм этой серии оказывается много прибыльнее предыдущего. Уже второй «Кошмар» принес кинокомпании «Нью Лайн», разбогатевшей на этом предприятии, 30 миллионов долларов, а третья и четвертая серии — соответственно, 45 и 50 миллионов. Сам Крейвен, который после первой серии выступил уже в качестве сценариста, к третьей, признанной на сегодняшний день наиболее остроумной, сразу выдвинулся в корифеи жанра. А исполнитель роли Фредди Крюгера, до тех пор никому неизвестный Роберт Энглунд, стал настолько популярен (ведь все, затаив дыхание, ждут именно его появления на экране!), что набрался смелости и в 1988 году сам снял довольно необычный фильм ужасов под названием «976 грешник».

Многие не знают, что фантастический и поистине неисчерпаемый сюжет о кровавых ночных похождениях Фредди Крюгера в маленьком американском городке, был навеян жизнью. В «Лос Анжелес Таймс» появилась серия сообщений о подростках, умерших во сне. «Что же могло им присниться?» – спросил себя Крейвен. И возник образ «черного человека», монстра, который не просто является детям во сне как кошмар, но и уби-

47

вает их. Собственно, ранние фильмы Крейвена строились по той же схеме: ребенок и маньяк. Только в «Кошмаре на улице Вязов» маньяк перестал быть обычным, бытовым маньяком, каким Фредди Крюгер был раньше, каким был его жизненный прототип из предыстории ужасных событий, оставшихся за рамками фильма. В этой предыстории матери убитых и замученных детей, поймав убийцу, сожгли его в топке. Этот случай произошел много лет тому назад, и вот теперь мстительный Фредди буквально возродился из пепла, став привидением, инкубом, ожившим мертвецом, и тем самым обрел бессмертие, сделался неистребим и потому особенно ужасным!

Конечно, само решение криминальной коллизии – ребенок и монстр – не новость в истории кино, но то, что этот «тандем» получил такое распространение именно в последние годы и именно в фильмах ужасов, совсем неслучайно. Душка Фредди с лицом разложившегося трупа, с гниющим и растекающимся телом и, конечно, со своей неотразимой когтистой железной цапкой (которой уже обзавелись все уважающие себя американские дети) воплощает страхи, комплексы, наваждения, разъедающие юные души. Поселив Фредди Крюгера в детские сны, Крейвен как бы покусился на святая святых американцев, – на американскую мечту, сон, грезу, фабрикой которых, как известно, давно стал Голливуд. Америка, а вместе с ней и весь мир, грезит в темноте кинозалов о счастливой, здоровой, богатой жизни, об обязательном успехе – стоит только захотеть, о золушке, ставшей принцессой, а тем временем в «золотые сны» американских подростков проникает чудовищный монстр Фредди, который не только лишает их нормального сна. Но и благополучной, как бы уготовленной от рождения счастливой жизни.

Разрушение мечты, антиутопия, пародия – и всё это в одном из наиболее коммерческих жанров! Не парадокс ли? Красивые и уютные дома оказываются построенными на костях «живых мертвецов» («Полтергейст»); любящие отцы семейства так и норовят зарубить топором своих жен и детей («Сияние»); прелестные розовощекие детишки оказываются маленькими антихристами («Предзнаменование») или, в лучшем случае, их съедает изнутри зловещий Фредди Крюгер. Фильмы ужасов разрушают ту картину благополучия и райской благодати, которую насаждают другие жанры коммерческого кино. И Фредди Крюгер – один из наиболее зловещих символов этого разрушения.

В шестом «Кошмаре на улице Вязов» целый городок ополчился против страшного монстра.

Даже его отец, открывший тайну жизни и смерти Фредди. Этот фильм получился особенно эффектным, как будто самое пикантное специально приберегли под конец.

Закончился сериал, ставший настоящим событием в своем жанре. И с Фредди как будто покончено навсегда. Во всяком случае, так считают его создатели, которым он, видно, здорово надоел. Но на самом деле Фредди, подобно многим другим знаменитым персонажам, уже живет своей собственной, не зависящей ни от кого жизнью. Подобно Франкенштейну, Дракуле, Фантомасу и другим вечным духам Зла, он не только неистребим, но и неисчерпаем в своих кровавых выдумках и забавах.

ОЛЬГА БОБРОВА

48

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+