Галлиполи / Gallipoli (1981)

Галлиполи / Gallipoli (1981): постерПолнометражный фильм.

Австралия.

Продолжительность 110 минут.

Режиссёр Питер Уир.

Автор сценария Дэвид Уильямсон по сюжету Питера Уира; частично использован (без указания в титрах) роман Эрнеста Рэймонда.

Оператор Уильям М. Андерсон (в титрах как William Anderson).

Жанр: приключенческий фильм, драма, исторический фильм, военный фильм

Краткое содержание
Западная Австралия, май 1915-го года. Арчи Хэмилтон (Марк Ли) — талантливый восемнадцатилетний спринтер, который, тренируемый дядей Джеком (Билл Керр), мечтает когда-нибудь побить рекорд, установленный Гарри Ласселлесом, чемпионом мира в беге на сто метров. Узнав о наборе добровольцев, парень решает втайне от родителей пойти в лёгкую кавалерию, изменив фамилию и прибавив себе в возрасте три года. А его новый хороший друг, тоже одарённый бегун Фрэнк Данн (Мел Гибсон), вопреки первоначальному нежеланию отправляться на войну, записывается в пехоту вместе с закадычными приятелями Биллом (Роберт Грабб), Барни (Тим МакКензи) и Сноуи (Дэвид Аргу). Арчи и Фрэнк встретятся позже, на чужбине.

Также в ролях: Хэролд Хопкинс (Лес МакКэнн), Чарльз Латалу Юнипингу (Зак, в титрах как Charles Yunupingu), Рон Грэм (Уоллас Хэмилтон), Герда Николсон (Роуз Хэмилтон), Билл Хантер (майор Бартон), в эпизоде Дэвид Уильямсон (футболист).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 02.12.2013

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Галлиполи / Gallipoli (1981): кадр из фильма
Талантливые спринтеры

На звучащий несколько наивно, а между тем – абсолютно закономерный вопрос пустынного жителя, что это за Первая мировая война такая началась и с кем она ведётся, Арчи отвечает, что врагом являются немцы, которые, если одолеют Антанту, могут появиться и здесь. На что отшельник, знававший как-то выходца из Германии, резонно замечает: пускай, мол, приходят… Более ёмко, наверное, и не выразить всю абсурдность ситуации. Это теперь, когда в Австралии каждый год 25-го апреля отмечают так называемый День АНЗАК, бессмысленность не столько самой Дарданелльской операции (в принципе, стратегическая цель союзников – взять Константинополь и принудить Османскую империю признать поражение – командованием проговаривается), сколько участия в ней парней из другой части света кажется очевидной. За что они шли умирать? За политические амбиции и укрепление финансовой мощи Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии, не слишком, говоря по совести, совпадавшие с жизненно важными интересами доминиона? За королеву и отечество, к которым имели весьма опосредованное отношение?.. Тем не менее Арчи считает долгом всякого истинного патриота внести посильную персональную лепту – и даже обвиняет в трусости нового друга, поначалу относящегося к его затее скептически и насмешливо. Авторов, наверное, справедливо упрекали в не совсем корректном отражении роли англичан, но душераздирающая развязка, а особенно – заключительные кадры, когда Фрэнк, как ни выбивается из сил, не успевает донести сообщение об отмене заведомо ошибочного приказа (и бойцы третьей линии начинает атаку, пройдя всего несколько метров под шквальным пулемётным огнём), получает расширительное звучание. Служит страстным обвинением организаторам глобальной бойни – одной из самых странных и страшных войн в истории человечества, об истинных (не имеющих ничего общего с пропагандистскими лозунгами ведущих держав, не выдерживающими критики) целях которой по сей день остаётся только догадываться.

Галлиполи / Gallipoli (1981): кадр из фильма
Австралийцы в Египте

Питер Уир загорелся идеей снять фильм о событиях на Галлиполи в 1976-м году, посетив место печально известной битвы, а сценарист (и, кстати, опытный драматург) Дэвид Уильямсон в процессе работы опирался на книгу Билла Гэммэйджа «Поломанные годы» /1974/, составленную из дневников и писем примерно тысячи солдат, сражавшихся на полуострове, и роман «Говори, Англия» /1922/1 Эрнеста Рэймонда. Рекордные для национальной кинематографии производственные затраты (AUD 2,6 млн.), на которые долго не решались пойти местные киностудии, позволили организовать натурные съёмки в Египте и прежде всего – впечатляющие батальные эпизоды. За рубежом особого коммерческого успеха не последовало2, но для жителей Австралии, где лента более чем вдвое (AUD 11,74 млн.) превзошла предыдущее наивысшее достижение режиссёра и оставила позади вторую часть антиутопии о безумном Максе, высоко оценили пафос произведения. «Галлиполи» – не только о боевом крещении Австралийского и новозеландского корпуса, но и о том ключевом моменте, когда, быть может, возникли первые предпосылки для полноценного формирования нации. Вместе с тем едва ли не самой значимой составляющей таланта Уира остаётся то, что, без видимых усилий (чаще всего – иносказательно, аккуратными намёками) освещая стержневые аспекты недавнего прошлого и современности, он ни на секунду не забывает о необходимости поведать занимательную историю. Финал потому и звучит так пронзительно, что перед нами – люди, ни за грош погибшие в расцвете сил и ничего, вопреки незаурядным задаткам и искренним устремлениям, не успевшие сделать на этом свете. Эпизоды состязаний Фрэнка и Арчи в беге получают примерно такой же – воистину космический – размах (но и, пожалуй, сюрреалистический оттенок, налёт анахронизма3), как аналогичные моменты в «Огненных колесницах» /1981/ Хью Хадсона. И тоже позволяют вдосталь насладиться опьяняющим ощущением полёта, невыразимой радости, полноты бытия.

.

__________
1 – Между прочим, экранизированный Энтони Эсквитом и Джеффри Бэркасом ровно полувеком ранее.
2 – В частности, в США кассовые сборы составили $5,7 млн.
3 – Всё-таки сказывается разная специфика альбома Oxygene Жана-Мишеля Жарра и музыки Вангелиса.

Прим.: рецензия публикуется впервые


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+