Гайдуки / Haiducii (1966)
Другие названия: «Гайдуки» / «Разбойники» / «Бандиты» / «The Outlaws» (международное англоязычное название).
Румыния.
Продолжительность 91 минута.
Режиссёр Дину Коча.
Авторы сценария Эуджен Барбу, Николае Михаил, Михай Оприш.
Композитор Мирчи Истрате.
Оператор Джордж Войку.
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, исторический фильм
Краткое содержание
Атаман отряда гайдуков Амза (Ион Бесою) оказывается предан своим кровным братом Сырбу (Амза Пелля), который, кроме того, берёт силой его любимую Аницу (Марга Барбу), прекрасную хозяйку корчмы. Проходит два года. Девушка прилагает неимоверные усилия, чтобы достать план подземной темницы, а затем — помочь Амзе вырваться на свободу. Теперь цель отважного гайдука — отомстить Сырбу, поступившему на службу к господарю (Фори Эттерле).
Также в ролях: Марин Морару (гайдук Даскалу), Жан Константен (цыган Парпангел), Иляна Бухачи-Гургулеску (цыганка Фира), Флорин Скэрлэтеску (Дудеску), Элизабета Жар (Мария, дочь Дудеску), Александру Джугару (Беливача), Ион Финтештяну (Ахмед-паша, посланник султана).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 02.09.2015
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Румынские кинематографисты проявляли повышенный интерес не только к периоду существования Римской империи, о борьбе против притязаний которой на земли предков повествуют картины «Даки» /1967/ и «Колонна» /1968/. Примерно в это же время дебютант Дину Коча вынес на суд публики не менее талантливое и, кстати, спровоцировавшее огромный зрительский ажиотаж1 кинопроизведение, посвящённое непростому отрезку нового времени – так называемой эпохе фанариотов, датируемой 1716-1821-ми годами. «Гайдуки» не отличаются сопоставимым с упомянутыми пеплумами размахом декораций и многотысячными массовками, поражающими воображение баталиями, но смотрятся с не меньшим интересом – и точно заслуживают включения в разряд золотой классики мирового (не только стран социалистического содружества!) приключенческого кинематографа. Трио кинодраматургов, по-видимому, не ставило себе (подобно Титусу Поповичи) амбициозных задач историософского толка, ориентируясь на сложившиеся жанровые каноны. Для СРР Амза стал графом Монте-Кристо и Робином Гудом в одном лице, совмещая высокую (в данном контексте!) цель покарать бесчестного предателя с главной миссией соратников – возвратить простому люду то, что было награблено предержащими. Да ещё – в пользу иноземных оккупантов.
Не знаю, насколько можно верить румынским источникам, утверждающим, что обилие на экране церковников смутило цензоров, которым не показались убедительными доводы режиссера (что было, то было, а из песни-де слов не выкинешь), – и что решающее слово в поддержку авторов сказал лично Николае Чаушеску. Почти все эпизоды с участием служителей Господа (истинных или мнимых) пронизаны духом удалого авантюризма, а местами – окрашены в юмористические тона. Гораздо важнее, на мой взгляд, что «несерьёзность» интонации, обожаемая подростковой аудиторией, и сложная, разветвлённая интрига всё-таки носят подчинённый характер. Амза, как ни пытается, не в силах простить любимой Анице измену с кровным братом, даже отдавая себе отчёт в том, что девушка пошла на это ради его чудесного вызволения из заточения. Но что этот человеческий проступок по сравнению с изменой Родине, возведённой действующим господарем и потенциальным претендентом на титул в принцип существования – существования без забот и в роскошестве?! Принцип тем более дикий и возмутительный, что право на правление у властителей Оттоманской империи выкупалось за баснословные деньги, насильственно отнятые у крестьян. «Гайдуки» – не просто перенесение на киноплёнку народные сказания о благородных разбойниках, но и героическая ода во славу истинных патриотов, пусть и поставленных вне закона. Воодушевлённый успехом, Коча снимет три продолжения, а в 2003-м из печати выйдет – стараниями бухарестского издательства Minerva – книга Николае Паула Михаила, написанная по мотивам фильма (как видим, не забытого по сей день).
.
__________
1 – Выручка от 8,85 млн. проданных билетов позволила легко компенсировать бюджет в 4,7 млн. леев.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий