Герои Келли / Kelly’s Heroes (1970)
Другие названия: «Воины» / «Ratnici» (Югославия), «Воины Келли» / «Kelly’s Warriors», «Воины» / «The Warriors» (рабочие названия).
США, Югославия.
Продолжительность 144 минуты.
Режиссёр Брайан Дж. Хаттон.
Автор сценария Трой Кеннеди-Мартин.
Композитор Лало Шифрин.
Оператор Габриэль Фигероа.
Жанр: приключенческий фильм, комедия, военный фильм
Краткое содержание
Полковник разведки вермахта Данкхопф (Дэвид Хёрст), взятый в плен рядовым Келли (Клинт Иствуд), признаётся на допросе, что в банке провинциального французского городка Нанси хранится четырнадцать тысяч золотых слитков. Разжалованный офицер подбивает сержанта «Большого Джо» (Телли Савалас), командующего штурмовым подразделением, на форменную авантюру — совершить рейд в тыл противника, чтобы завладеть сокровищем.
Также в ролях: Дон Риклс (сержант «Колода»), Кэрролл О’Коннор (генерал-майор Колт), Дональд Сазерленд (сержант «Оддболл»), Гэвин МакЛауд (Мориарти), Хэл Баккли (капитан Мэйтлэнд), Стюарт Марголин (рядовой «Маленький Джо»), Джефф Моррис (рядовой «Ковбой»), Ричард Давалос (рядовой Гутовски), Перри Лопес (рядовой Петуко), Том Труп (капрал Джоб), Гарри Дин Стэнтон (рядовой Уиллард), Дик Балдуцци (рядовой Фишер), Джин Коллинс (рядовой Бебра), Росс Эллиотт (Букер).
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 22.07.2024
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Может показаться странным, что, пока в самой СФРЮ создавались истинно героические (достаточно вспомнить «Козару» /1962/ и «Битву на Неретве» /1969/ Велько Булайича) и трагические кинополотна о Второй мировой войне, руководство расположенной в Белграде кинокомпании Avala Film подписалось на подобную копродукцию. На первый взгляд это выглядит даже более двусмысленным, чем позже – помощь в съёмках «Железного креста» /1977/ Сэма Пекинпа. Югославы слишком хорошо помнили о злодеяниях оккупантов с их местными пособниками, чтобы снисходительно отнестись к проделке Келли и Ко, воспользовавшихся тремя днями увольнения, чтобы совершить дерзкое ограбление банка. Конечно, тут возымели действие коммерческие соображения, поскольку сотрудничество с зарубежными (не в последнюю очередь – из капиталистических стран) кинематографистами тогда широко практиковалось, в том числе по инициативе сверху. А топ-менеджмент Metro-Goldwyn-Mayer не скупился на затраты, догадываясь, что вложенные в производство $4 млн. легко окупятся1. К слову сказать, расходы возросли бы ещё сильнее без возможностей бронетанковых войск маршала Иосипа Броз Тито, в составе которых находились боевые машины периода борьбы с гитлеровцами.
Впрочем, при ближайшем рассмотрении претензии идеологического порядка представляются несерьёзными, благо многие тамошние мастера обнаруживали такое чувство юмора (нередко – уходили в трагифарс), что ехидство голливудских коллег невольно блекнет. Да и экранные события разворачиваются вдали от Балкан – на северо-востоке Франции, вскоре после открытия второго фронта в Европе. Брайан Дж. Хаттон, чуть ранее снявший отличную, очень напряжённую и динамичную ленту «Куда не долетают и орлы» /1968/, посвящённую отчаянной шпионско-диверсионной акции, развернулся по-настоящему, пусть на сей раз иствудовский персонаж формально понижен до звания рядового. От одних только пиротехнических эффектов рябит в глазах! Ещё есть засады с затяжными перестрелками, бои на узких городских улочках (включая расстрел из бортового орудия «Тигра»), взрыв моста… Словом, зрелище впечатляет. Вместе с тем мгновенно обращает на себя внимание, что из доблестной «грязной дюжины» режиссёр рекрутировал не абы кого, а Телли Саваласа с Дональдом Сазерлендом – и снова на «эксцентричные» партии. Особенно это касается последнего, чей «главарь» танкового взвода с выразительным прозвищем «Оддбалл» (то есть ʻчудакʼ или – грубее – ʻчудилаʼ) вплотную приближается к его же «Хоукаю» Пирсу, нёсшему службу в «военно-полевом госпитале» в Корее: тоже старается взирать на окружающий мир, погрязший в насилии и крови, исключительно оптимистично. Вот тут мы и подобрались к сути.
Введённые в саундтрек песни (например, Sunshine и Burning Bridge) точно не звучат патетически – наоборот, служат ироническим комментарием к действу. И так называемые герои, сплотившиеся вокруг Келли, обладателя скептических, в меру циничных воззрений, совершают подвиг строго из корыстных соображений, пусть генерал Колт и приходит в неописуемый восторг от действий сводного отряда, в одиночку прорвавшего оборону противника. Кинодраматург Трой Кеннеди Мартин, оттолкнувшись от подлинного происшествия, выстраивает сюжет по лекалам типичного фильма о налёте на банк (накануне с блеском освоенным им в «Ограблении по-итальянски» /1969/) – только с применением арсенала средств, имеющегося в распоряжении армии США. Неслучайно же переговорщики, установив контакт с командиром вражеского танка, характеризуют вылазку «операцией частного предприятия» (предтечи ЧВК?). Полагаю, авторы апеллировали к буржуазно мыслящим зрителям, прозрачно намекнув, что если и стоит рисковать собственной шкурой, то не для дяди Сэма, а исключительно ради себя, любимых. Однако по факту картина приобрела язвительный (полноценный сатирический) подтекст, ненароком – ненароком ли? – вскрыв истинные мотивы Соединённых Штатов в войне. Келли недовольно морщится, увидев, что немец по привычке зигует, но… к традиционному воинскому приветствию неприятеля относится благосклонно: мол, свои люди – сочтёмся. Так и произошло.
.
__________
1 – По данным Variety, за год прокатная плата составила $4,2 млн., позже – возросла до $5,2 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий