Герой / Hero (1992)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Случайный герой» / «Герой поневоле» / «Accidental Hero» (название в кинопрокате некоторых стран), «Герой с половиной» / «Hero and a Half» (рабочее название).
США.
Продолжительность 119 минут.
Режиссёр Стивен Фрирз.
Автор сценария Дэвид Вебб Пиплз по сюжету Лоры Зискин, Элвина Сарджента и Дэвида Вебба Пиплза.
Композитор Джордж Фентон.
Оператор Оливер Стейплтон.
Жанр: комедия, драма, мелодрама
Краткое содержание
Бернард ЛаПланте (Дастин Хоффман), кое-как перебивающийся продажей краденых вещей, получает последний шанс: он не отправится в тюрьму, если представит положительную характеристику от должностного лица, осуществляющего надзор за условно осужденными. Направляясь вечером на автомобиле к бывшей жене Эвелин (Джоан Кьюсак) и сыну Джоуи (Джеймс Мадио), Берни становится очевидцем аварийного приземления авиалайнера. ЛаПланте помогает экипажу и пассажирам выбраться из горящего салона самолёта, а потом — в суматохе исчезает. Среди спасённых была телерепортёр Гэйл Гэйли (Джина Дэвис), которая убеждает руководство телеканала непременно найти неизвестного героя — «Ангела рейса 104».
Также в ролях: Энди Гарсиа (Джон Баббер), Кевин Дж. О’Коннор (Чаки), Мари Чайкин (Уинстон), Кристиан Клименсон (Конклин), Том Арнольд (Чик), Уоррен Берлингер (судья Гойнс), Кэди Хаффман (бортпроводница Лесли Шугар), Сьюзи Кьюсак (Донна О’Дэй), Дэниел Болдуин (пожарный Дентон), в эпизодах Чеви Чейз (Деке, без указания в титрах), Эдвард Херрманн (мистер Броадман – человек, совершающий самоубийство, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 16.09.2016
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
В своей второй стопроцентно американской постановке Стивен Фрирз вновь, как и в криминальной драме «Кидалы» /1990/, обратился к судьбе человека, зарабатывающего на пропитание неправедным (и, соответственно, запрещённым законом) способом. Но разница – не только в несопоставимости, скажем так, масштабов личностей персонажей: ЛаПланте, как ни старается убедить сына, что является преуспевающим членом общества, едва сводит концы с концами. Мало того, он не чужд лени, не брезгует обманами, умудряется прямо в процессе слушаний (!) вытащить деньги из кошелька собственной адвокатессы – неопытной и наивной девушки, одолжившей клиенту определённую сумму. Бывшая супруга с полным правом распекает Берни за массу недостатков – да и за жизненную философию, сводящуюся исключительно к оправданию эгоизма. Какое, казалось бы, дело такому до тех, кто может погибнуть? Ведь, чтобы помочь пассажирам и членам экипажа, нужно пересечь грязную лужу (в ботинках за сто долларов!) – и ещё рисковать собственной шкурой, вытаскивая одного за другим из огня людей, получивших травмы, обездвиженных. Лишний раз убеждаешься в том, какой всё-таки незаурядный артист Дастин Хоффман, на сей раз – сумевший органично показать, как в мелкой душонке (надо слышать непрекращающийся поток ругани и видеть, как загорелись глаза при виде сумочки спасаемой Гэйл!) пробуждаются спонтанные героические импульсы.
Столь мощный гомерический хохот, как на сеансе картины Фрирза (впрочем, в активе режиссёра это не первое юмористическое кинопроизведение), услышишь не на каждой комедии с участием Чеви Чейза, который вынужденно – из-за ограничений по действовавшему контракту – не указан в титрах. Причём авторам явно недостаточно неординарной ситуации как таковой – и стараниями вездесущих телевизионщиков, взбудораживших общественность, история получает патетическое звучание. Когда вмешиваются СМИ, философская постановка вопроса (как в знаменитом рассказе Хорхе Луиса Борхеса «Тема предателя и героя») становится неуместной. События получают развитие по законам анекдота – с толпами желающих урвать славу и обещанный миллион долларов, с торжественным награждением непричастного, с суровым наказанием отличившегося. Причём творимый на наших глазах (добрые побуждения журналистки, испытывающей неподдельную благодарность за спасение, не вступают в противоречие с профессиональными соображениями) миф обретает такую силу, что с определённого момента – оказывает прямое воздействие на реальность. Во всяком случае Баббер, снискав в глазах миллионов святость, действительно начинает творить чудеса – и, кстати, не утрачивает способствовать следовать зову совести. Как тут не запутаться?
Впрочем, Фрирз и кинодраматург Дэвид Вебб Пиплз явно не ограничивали себя стремлением порадовать нас хлёсткой сатирой на капиталистическое общество, недостатки которого подмечены очень точно: чего только стоит план, когда журналисты, окружившие Джона, вчерашнего бродягу, не замечают других бездомных, копошащихся неподалёку. Громкое название1 на поверку не содержит иронии, и авторы искренне сочувствуют бедолаге Берни. Сочувствуют – и всячески поощряют личностный рост индивида, однажды переломившего себя. Цепь неудач, обрушивающихся на того, кто вроде бы заслужил почести (и деньги!), – не проявление изощрённого коварства Рока, а своего рода расплата за прежнее, недостойное, постыдное бытование. Забавный заключительный аккорд со всей очевидностью доказывает: урок не прошёл даром. Жаль, что американцы, вероятно, задетые едкими наблюдениями кинематографистов, не откликнулись на пронзительный гуманистический пафос фильма, – и даже неплохой приём картины за рубежом ($47,3 млн. из $66,8 млн. общих кассовых сборов) не помог полностью компенсировать производственные затраты в размере $42 млн. Хотя… создателям замечательной драмы «Бесстрашный» /1993/, близкой по тематике, повезло ещё меньше.
.
__________
1 – Напрасно в ряде стран использовали заголовок, ассоциировавшийся с «Туристом поневоле» /1988/, одарившим Джину Дэвис «оскароносной» ролью.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Видеоклуб // Ровесник. – 1993, № 3. – С. 31.
Комаровский Станислав. Зануда, который взрывается // Экран. – 1993, № 3. – С. 46-47.
Материалы о фильме (только тексты)