Герой / Ying xiong / Ying hung (2002)

Герой / Ying xiong / Ying hung (2002): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Герой» / «Hero» (международное англоязычное название) / «英雄» (Китай) / «英雄», «Квентин Тарантино представляет: «Герой» / «Quentin Tarantino Presents Hero», «Герой» Джета Ли» / «Jet Li’s Hero» (рекламные названия название).

Китай, Гонконг.

Продолжительность 120 минут (режиссёрская версия – 107 минут, прокатная версии – 96 минут).

Режиссёр Чжан Имоу.

Авторы сценария Ли Фен, Ван Бин, Чжан Имоу.

Композитор Тань Дунь.

Оператор Кристофер Дойл.

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, драма, исторический фильм

Краткое содержание
Безымянный (Джет Ли), мелкий чиновник одной из провинций царства Цинь, прибыл к императору Цинь (Чэнь Даомин) с вестью о том, что уничтожил трёх самых опасных его врагов: Небесного (Донни Йен), Сломанного Меча (Тони Люн) и Летящий Снег (Мэгги Чун) — мятежников из провинции Жао и уникальных мастеров боевых искусств. Однако мудрый властитель вскоре догадывается, что истинные намерения гостя далеко не дружественные…

Также в ролях: Чжан Цзыи (Луна), Лю Чжунюань (учёный, в титрах как LiuZhongYuan), Чжэн Тяньюн (старый слуга), Цинь Янь (главный министр), Сяоян Чанг (генерал).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.01.2023

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Герой / Ying xiong / Ying hung (2002): кадр из фильма
Человек из народа

Чжан Имоу проникся идеей создать фильм о восточных единоборствах, вдохновившись, как уверял в интервью, международным успехом «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» /2000/, и даже позаимствовал оттуда актрису Чжан Цзыи. А между тем известно, что в самой КНР фильм Энг Ли (между прочим, выходца с Тайваня) отнюдь не снискал успеха и даже спровоцировал колкие выпады из-за низкого качества озвучивания на мандариньском диалекте и некоторых явных анахронизмов. Более того, в эпиграфе сказано, что картина является «лишь одной из легенд» об убийцах, посылавшихся лишить жизни Великого князя, представителя династии Цинь, правившего в конце III века до нашей эры и задавшегося грандиозной целью объединить множество мелких, враждовавших между собой царств в монолитное государство – Поднебесную империю. И это воспринимается несомненным ответом коллеге и соотечественнику режиссёра, Чэнь Кайгэ, чуть ранее («Император и убийца» /1999/) познакомившему с собственной, неоднозначной, очень жёсткой и острой версией тех же исторических событий. Словом, «Герой», не случайно оказавшийся наиболее дорогостоящим проектом за всю историю национального кинематографа (бюджет составил CNY248,3 млн., т.е. около $31 млн.), и является, и наверняка изначально замышлялся в качестве едва не главного, официального образчика произведения киноискусства современного Китая. А для самого Чжан Имоу послужил тем, чем в творчестве Сергея Эйзенштейна стал «Иван Грозный» (естественно, первая серия, где ещё нет мучительных, раздирающих душу сомнений второй!), если принять аналогом «Броненосца «Потёмкина» его гениальный дебют «Красный гаолян» /1987/.

Герой / Ying xiong / Ying hung (2002): кадр из фильма
Свергнуть тирана!

Знаменательно, что главную роль в итоге исполнил Джет Ли, прославившийся прежде всего в образе Вона Фэйхуна – в пронизанном страстным патриотическим пафосом фильме Цуй Харка. Огромный зрительский успех ленты свидетельствует о том, что усилия не пропали втуне. Кассовые сборы составили $177,4 млн., в том числе CNY217 млн. в КНР, HKD26 млн. в Гонконге, $53,7 млн. (в 2004-м году!) в североамериканском прокате, где картина установила рекорд среди неанглоязычных лент, заняв первое место по итогам уикенда. Хитроумный сюжет, придуманный самим постановщиком и сценаристами Ван Бином и Ли Феном, вызывающий в памяти композицию «Расёмона» /1950/, позволил поведать историю сразу в нескольких перспективах и словно с одновременным обнажением эволюции логики, которой руководствуются персонажи. Ретроспективные рассказы собеседников-антагонистов, последовательно сменяющие друг друга, знакомя с новыми подробностями, каждый раз заставляют увидеть всё в ином свете, что предельно заострено благодаря броской (также усвоенной у Куросавы, причём из «Рана» /1985/ «позаимствован» художник по костюмам Эми Вада) детали – меняющимся цветам кимоно, в которое помимо Безымянного облачены его самоотверженные сподвижники: Небесный, возлюбленные Летящий Снег и Сломанный Меч, служанка Луна.

Герой / Ying xiong / Ying hung (2002): кадр из фильма
Мастера кун-фу

От чувства жгучей ненависти к безжалостному деспоту, огнём и мечом, руками несметных полчищ подданных покоряющего соседние царства, не считаясь с чужими жизнями, Безымянный, сам потерявший близких, приходит к осознанию правильности и даже величия идеи властителя, мыслившего, как и Иван Грозный на ввергнутой в смуту Руси, стратегически, в конечном итоге – во благо народа, грядущих поколений. И в эпизодах поединков демонстрируемое в обилии стилей и приёмов кун-фу1 не просто покоряет своей неземной красотой, но и обретает новый, неисчерпаемо глубокий смысл, словно вбирая в себя богатство тысячелетней культуры Китая, становясь метафорой напряжённого противоборства идей – идеей, способных сдвинуть пласты Истории. Финальный титр гласит, что «оставшийся в живых, переживший покушение основатель династии Цинь продолжил завоевание окрестных земель, собрав их все под небом и основав великую Поднебесную империю, Срединное царство, и повелев своим потомкам отгородить её с севера и запада Великой стеной». Участь Безымянного, пришедшего к осознанию истин, явленных и самому Конфуцию, представлена одновременно трагично и торжественно: убийца – герой. И даже всесильный властитель оказался не в состоянии презреть суровый закон… То, что художник уровня Чжан Имоу, давно заслуживший мировое признание и, как следствие, известную независимость, столь заразителен в отстаивании идеологически верных с точки зрения нынешних властей КНР истин2, говорит о многом!

.

__________
1 – А равно родственное искусство каллиграфии, завораживающе показанное в сценах, где Сломанный меч, выполняя заказ, рисует девятнадцатью способами иероглиф «меч».
2 – Между прочим, опровергая давние обвинения в собственный адрес – в скатывании на диссидентские позиции, возникавшие в связи, например, с драмой «Жить» /1994/.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+