Год дракона / Year of the Dragon (1985)

Год дракона / Year of the Dragon (1985): постерПолнометражный фильм.

США.

Продолжительность 134 минуты.

Режиссёр Майкл Чимино.

Авторы сценария Оливер Стоун и Майкл Чимино по роману Роберта Дэйли.

Композитор Дэвид Мэнсфилд.

Оператор Алекс Томпсон.

Жанр: фильм действия, криминальный фильм, драма, триллер

Краткое содержание
Капитан Стэнли Уайт (Микки Рурк), считающийся лучшим офицером Департамента полиции Нью-Йорка, получает новое назначение — в Китайский квартал. Вопреки настоятельным рекомендациям начальства, он решает не ограничиваться локальной задачей усмирения молодёжных банд, догадываясь, что эскалация насилия является верным признаком начала борьбы за власть между главарями триад. Злейшим врагом Уайта становится Джоуи Тай (Джон Лоун).

Также в ролях: Эриан (Трейси Цзу), Леонард Термо (Анджело Риццо), Рэймонд Дж. Бэрри (Луис Буковский, в титрах как Ray Barry), Кэролайн Кава (Конни Уайт), Эдди Джонс (Уильям МакКенна), Джоуи Чин (Ронни Чанг), Виктор Вонг (Гарри Юнг), К. Док Ип (Милтон Бин).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.05.2013

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Год дракона / Year of the Dragon (1985): кадр из фильма
Капитан Уайт при исполнении

Фильм получил противоречивые, зачастую полярные, отклики, причём на сей раз – расколов на два лагеря сам Запад, а не вызвав полемику между киноведами из социалистических и капиталистических стран, как это произошло со второй (самой признанной) постановкой Майкла Чимино. Так, «Год дракона» выдвигали по нескольким, в том числе ключевым (фильм, режиссура, сценарий), номинациям на «Золотую малину»1, и вместе с тем Джон Лоун и композитор Дэвид Мэнсфилд претендовали на «Золотые глобусы», а лента в целом – на французскую премию «Сезар»2. Авторы стали объектами нападок обозревателей ряда изданий и обвинений со стороны представителей Китайско-американского и Азиатско-американского сообществ, но и находили горячих сторонников, уточнявших, что произведение действительно затрагивает проблемы расизма (шире – межрасовых отношений) и ксенофобии, однако не является расистским. А много позже картину высоко оценил Квентин Тарантино, особенно выделивший3 кульминационную перестрелку на железнодорожных путях: «Во время просмотра у тебя перехватывает дыхание!»

Год дракона / Year of the Dragon (1985): кадр из фильма
В раздумьях

Лично я разделяю вторую точку зрения – даже прекрасно понимая, какие именно моменты спровоцировали столь бурную негативную реакцию. Обратившись к одноимённому (опубликованному в 1981-м году) роману Роберта Дэйли, ветерана корейской войны и отставного помощника комиссара полиции Нью-Йорка, Майкл Чимино и Оливер Стоун не только не сгладили острые углы – напротив, сделали акцент на самых болезненных вопросах существования Чайнатауна, да и всего заокеанского общества. Для обоих сценаристов-режиссёров был чрезвычайно важен мотив травмирующих воспоминаний Уайта о вьетнамской войне, которые он истово пытается преодолеть, прилагая нечеловеческие усилия для предотвращения бойни здесь, в крупнейшем городе США. Однако за выпадами в адрес глав семей Стэнли, хотя и сменившего фамилию Визыньский на более привычную для уха соотечественников, но не чурающегося называть себя «тупым поляком», которого, в отличие от умных итальянцев, нельзя подкупить, сложно не заметить, скажем так, стихийного гуманизма. Он не лицемерит, напоминая Трейси о печальной участи сотен тысяч бесправных китайцев, чьими кровью и потом строилась Америка, и предлагая для борьбы с триадами использовать возможности телевидения. Ещё показательнее, что кинематографисты обращаются к переломной ситуации – к попытке насильственной смены власти, традиционно олицетворяемой в Поднебесной империи драконом, когда многолетнее равновесие, держащееся на обычаях и теневых договорённостях, может не устоять под натиском амбиций Джоуи Тая. В более широком смысле речь идёт о подтачивании изнутри основ традиционного общества, закрытого, существующего обособленно, порицающего тех, кто выносит сор из избы, стараниями носителя нового мировоззрения, всего лишь использующего капиталистические методы ведения бизнеса в их крайнем варианте. Тем важнее миссия Уайта, давно (ещё со времён Бронкса и Бруклина) не питающего иллюзий о том, какой ценой достигается минимум благополучия, и всё равно воспринимающегося последним идеалистом, готовым положить жизнь во имя того, что считает правильным. Эта роль, на которую изначально предполагалось пригласить кого-то из искушённых «звезд» (Ньюмана, Иствуда, Нолти, Бриджеса), является, на мой взгляд, одной из лучших у Микки Рурка, убедительного, несмотря на чётко обозначенную разницу в возрасте между исполнителем и его героем. Остаётся сожалеть, что фильм, обошедшийся в производстве в $24 млн., пользовался очень ограниченным зрительским спросом, собрав $18,7 млн. По иронии судьбы, «Год дракона» обошёл тогда даже такой слабенький боевик, как «Последний дракон» /1985/.

.

__________
1 – Особенно не повезло Эриан Коидзуми, топ-модели японо-датского происхождения, претендовавшей на звания «Худшая актриса» и «Худшая новая звезда».
2 – А авторитетное издание Cahiers du cinéma включило ленту в число десяти лучших по итогам сезона 1985-го.
3 – См.: интервью Мэри Кэй «Второе пришествие» в журнале Entertainment Weekly, выпуск от 16-го апреля 2004-го.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Микки Рурк: «Скорее всего, я ошибся дверью, когда выбирал профессию» // Огонёк. – 1996, № 25. – С. 88.
Микки Рурк: бунтующая звезда // Видео Дайджест. – 1991, № 5. – С. 44-47.
Кудрявцев Сергей. Кинокомпас // Советский экран. – 1989, № 15. – С. 30.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+