Год дракона / Year of the Dragon (1985)

Микки Рурк: бунтующая звезда // Видео Дайджест. – 1991, № 5. – С. 44-47.

Кумиры, сотворившие себя

МИКИ РУРК: БУНТУЮЩАЯ ЗВЕЗДА

«Это актер милостью божьей. Он совершенно непредсказуем; ему чужда расчетливость, с которой создается обычно имидж американской звезды», – говорит Алан Паркер. Рурк сыграл в его фильме «Сердце Ангела» сложную роль частного детектива, клиентом которого оказался сам Люцифер.

«Мики Рурк – выдающийся актер… Есть в его личности и таланте магнетизм и тайна», – говорит Френсис Форд Коппола. Рурк сыграл в его фильме «Аутсайдеры» эпизодическую роль, а в фильме «Бойцовая рыбка» роль мифического старшего брата героя – образ почти ирреальный.

«Я не выношу никакого давления, я не люблю, когда руководят моей карьерой… Я не выношу американскую прессу, потому что она критикует не фильмы с моим участием, а меня как человека: мой способ жить, одеваться, вести себя…»– так говорит сам Мики Рурк, который пришел к своему сорокалетию (?) с багажом прекрасных ролей и, что очевидно, с огромными, еще не использованными, а может быть, даже и не открытыми им и в нем артистическими резервами.

Мики Рурк родился в небольшом городке Шенектади (штат Нью-Йорк) где-то между 1950 и 1956 годами. Актер все время называет репортерам разные даты своего рождения, но все-таки официально принят 1950 год. В детстве его было мало радостей, родители развелись, отец умер очень рано из-за неуемного пристрастия к алкоголю, отчим был ненавистен мальчику, с братьями он тоже плохо ладил. Жизнь Мики в подростковом возрасте в основном проходила на улице: он был драчуном, заводилой, лидером среди сверстников. Потом был бокс, мечта о карьере спортсмена, но, наконец, он сделал выбор и с головой ушел в постижение актерской профессии. С детства его кумирами были Марлон Брандо и Элвис Пресли, и теперь он стремился подняться до их уровня. Вечерами Рурк зарабатывал деньги, работая вышибалой, швейцаром, сторожем, а днем занимался сначала в школе у Сандры Сикат, а затем прошел четырехлетний курс в знаменитой Actor’s Studio. Многие критики считают,

44

что профессионализация нивелировала талант актера, его индивидуальность. Но это сомнительная концепция. Да, Рурк был неплохо вышколен – сначала в учебных студиях, а затем на подмостках бродвейских театров, но стал одним из самых неожиданных и непостижимых молодых актеров, не вписывающихся в голливудский стандарт.

Как и все молодые актеры, Рурк начал на телевидении – сыграл в телефильме «Город в страхе» (1980). Затем были проходные роли у известных мастеров Америки: в бурлескной комедии С. Спилберга «1941» и в большом фильме-фреске, сделанном в жанре вестерна, «Врата рая» М. Чимино. Первым заметным его успехом становится роль страстного любителя пиротехнических эффектов – почти маньяка – в фильме «Жар тела» Л. Каздана (1981). Но настоящим открытием Рурка кинематограф обязан Ф. Ф. Копполе, почувствовавшему удивительное свойство актера создавать образы, которые не поддаются однозначному словесному определению: описания передают содержание роли, но образ остается неуловимым и невыразимым, как музыка.

Одной из лучших ролей Мики Рурка на первом этапе его творчества становится роль полицейского в фильме Майкла Чимино «Год дракона». Стенли Уайт, ветеран Вьетнама, пытается ликвидировать «желтую мафию» в Китайском квартале. Это жесткий человек, не знающий страха; он теряет близких, друзей, его предают высшие полицейские чины, но он продолжает свое дело, исполняет свой долг – и побеждает. Рурк создал скупой по средствам актерской выразительности, но впечатляющий образ Последнего Борца за справедливость в мире всеобщего морального отупения.

Затем появляются «Девять с половиной недель» Эдриана Лайна, и имя Рурка превращается в синоним сенсации. Элегантный современный бизнесмен, ищущий смысл жизни в утонченном эротизме, стал властелином дамских сновидений, а Мики Рурк – самым модным актером 80-х годов.

Но пока женщины грезили Рурком во сне и наяву, сам актер снялся в совершенно противоположной роли – грязного, спившегося клошара-писателя в фильме «Завсегдатай баров». Его персонаж поистине отвратителен, мерзок: немытый, со спутанными сальными волосами, с вечно избитой физиономией и почти бессмысленным взглядом, он не вызывает никакого

45

сочувствия или симпатии, даже когда влюбляется в такую же пьяницу, блистательно сыгранную Фэй Данауэй. Сценарий фильма написал известный поэт Чарльз Буковский, который хотел показать, что алкоголь, разрушая физическое здоровье человека, выбрасывая его из общества, не может все же уничтожить его мораль и личность. Влюбленные пьяницы пытаются сохранить душевную чуткость, благородство, достоинство, честь. Философия утешительная, но Рурк, великолепно вошедший в образ, ее отверг, даже отказался познакомиться с прототипом своего персонажа, заявив, что «не уважает людей, которые губят себя таким примитивным способом. Так умер мой отец».

В 1988 году Рурк получил приглашение в Италию от режиссера Лилианы Кавани, предложившей ему роль выдающегося религиозного философа св. Франциска Ассизского в фильме «Франциск». Рурк с удовольствием работал в Европе; в Старом Свете его привлекает уважительное отношение к профессии и к личности актера, которого он не чувствует дома. «У меня нет больше иллюзий, – говорит Рурк о коммерчески ориентированном кинематографе США, – …поначалу мне казалось, что это подлинное искусство… но теперь я понимаю, что это всего лишь бизнес и деньги… Однако профессия мне обеспечивает жизненную свободу, которую я использую по своему усмотрению».

Вернувшись из Италии, Мики вместе со своим братом открыл в Лос-Анджелесе бар «Мики и Джой», в котором собираются мотоциклисты, боксеры и тому подобные посетители. «Кинозвездам здесь не место, – говорит Рурк. – Я воссоздал здесь атмосферу 50-х годов: старые фотографии на стенах, в том числе и фотографии Марлона Брандо, Стива Маккуина, моих друзей, которые чувствуют себя здесь отлично». Рурк оберегает заработанную свободу: он пренебрегает репортерами, ездит на мотоцикле «Харлей Давидсон», «потому что он в Америке символ свободы и приключений», старается сниматься только у хороших режиссеров, «знающих цену риска во имя высокой цели», сам пишет сценарии, ставит картины.

46

В 1988 году Мики Рурку удалось осуществить свой собственный сценарий десятилетней давности, написанный с автобиографическими подробностями из бурной молодости. Снял фильм дебютант Майкл Серезин (оператор «Сердца Ангела»), а монтаж провел сам Рурк, запершись в одной из лондонских студий.

Недавно Рурк закончил съемки у М. Чимино (режиссеры, работавшие с Рурком, неизменно приглашают его снова и снова, потому что его талант для них остается неисчерпанным, тайна нераскрытой, и актер снова манит их) в фильме-ремейке «Часы отчаяния», где сыграл роль беглого уголовника, взявшего в качестве заложников типичную американскую семью. Вышла на экраны скандальная лента «Дикая орхидея», в которой Рурк играет роль загадочного соблазнителя, вводящего в мир эротики и ультрасекса юную девушку.

В его планах фильм о мотоциклистах; продолжение «Девяти с половиной недель» с участием Марлона Брандо; роль известного испанского тореадора Эль Кордобеса; фильм о звезде рок-н-ролла Джерри Ли Льюисе. И конечно, общение, общение с друзьями, которое Мики Рурк ценит, по его собственным словам, выше всех похвал и почестей, выше денег.

…Репортеры мстительны: неподатливому Рурку они приклеили ярлык «самовлюбленного нарцисса»…

47

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+