Годзилла / Gojira (1954)

Годзилла / Gojira (1954): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «Годзилла» / «Godzilla» (международное англоязычное название).

Япония.
Продолжительность 96 минут.

Режиссёр Исиро Хонда.
Авторы сценария Исиро Хонда и Такео Мурата по сюжету Сигеру Каямы.

Композитор Акира Ифукубэ.

Оператор Масао Тамаи.

Жанр: драма, фильм ужасов, научная фантастика, триллер

Краткое содержание
Японская рыболовецкая шхуна тонет вблизи острова Одо. Старожилы из расположенной по соседству деревни по ряду признаков заключают, что это деяние Годзиллы — полумифического существа, сказания о котором передаются местными крестьянами из уст в уста с незапамятных времён. Явление исполинского морского монстра не заставляет себя ждать, и прибывший расследовать феномен археолог Кёхэй Ямане (Такаси Симура) обнаруживает гигантские радиоактивные следы…

Также в ролях: Акира Такарада (Хидето Огата), Момоки Коти (Эмико Ямане), Акихико Хирата (Дайсукэ Серидзава-хакасе), Фуюки Мураками (профессор Танабе), Сатио Сакаи (репортёр Хагивара), Кацуми Тедзука (Годзилла / редактор Хагивары), Харуо Накадзима (Годзилла / работник электростанции), в эпизоде: Исиро Хонда (работник электростанции, без указания в титрах).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.02.2013

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Годзилла / Gojira (1954): кадр из фильма
Японский Чубайс

«Годзилла» снимался в павильонах Toho Film (Eiga) Co. Ltd. практически параллельно с «Семью самураями» /1954/, причём от принятия широкой публикой этих двух проектов зависело само дальнейшее существование киностудии. Солидный успех, позволивший компенсировать рекордные для японской кинематографии того периода производственные затраты (¥100 млн., или $1 млн.), как известно, последовал1, но здесь вот что интересно. Оба фильма, зрелищные, снятые в популярных жанрах, выдвигались национальной киноакадемией на соискание главной премии, которая в итоге ушла Акире Куросаве, а Исиро Хонда (точнее, художник Эидзи Цубурая) довольствовался утешительным призом за специальные эффекты. Причём если «Семь самураев» почти сразу заслужили репутацию новаторской картины, изнутри переосмыслившей каноны «дзидайгэки», то «Годзиллу» поначалу упрекали в подражании голливудской продукции и спекулятивности в трактовке злободневной тематики. Не помогло даже присутствие выдающегося актёра Такаси Симуры, создавшего незабываемые образы у того же Куросавы и очень убедительного в роли обеспокоенного престарелого учёного. Потребовалось время, чтобы постановку Хонды начали не только относить к шедеврам японской (и мировой!) фантастики, но и включать в разные перечни вершинных произведений киноискусства. А главное, достижение коллеги признал сам мэтр, упомянувший ленту среди лучших, с его точки зрения, по итогам XX столетия.

Годзилла / Gojira (1954): кадр из фильма
Авиация бессильна

Вопреки опасениям, технически фильм если и устарел, то – ничуть не больше заокеанских образчиков того же периода. Применённая авторами техника (вместо совмещения игры актёров с приёмами кукольной анимации) комбинированных съёмок по-прежнему производит сильное впечатление, когда гигантский силуэт Годзиллы, выходящего из океанических глубин, вырисовывается на фоне неба, а прежде всего – в кульминационном нападении на Токио. Такой масштаб разрушений, комментируемых в прямом эфире радиорепортёрами2, делает картину Хонды ещё и вехой в поджанре фильмов катастроф! Но опыт авторов достоин служить примером для подражания ещё и по другой причине. Напряжённый пролог явно должен был ассоциироваться у их соотечественников с печально известным инцидентом3, когда японские рыбаки волей рока оказались в непосредственной близости от так называемого ядерного теста Castle Bravo на атолле Бикини. К тому же, профессор Ямане, замерив радиационный фон, почти сразу устанавливает причину пробуждения Годзиллы от многовековой спячки на дне моря – испытание водородной бомбы, а случайная пассажирка поезда резонно замечает, что «мало нам было Хиросимы и Нагасаки»… Огнедышащее титаническое чудище, похожее на динозавра (хотя имя образовано слиянием слов ‘горилла’ и ‘кит’), неуязвимое для ракет, снарядов, торпед, легко преодолевающее заслоны из ЛЭП, – точный и пугающий символ той угрозы, которую само себе сотворило человечество, овладев великими силами природы! Не удивительно, что доктор Серидзава так долго не решается воспользоваться своим уникальным открытием – смертоносным разрушителем кислорода, предвидя нездоровый ажиотаж военных. И, пожалуй, самым тонким моментом фильма Исиро Хонды является экологический мотив – искреннее сожаление мудрого археолога о необходимости уничтожения существа, повинного в людских бедах, если вдуматься, не больше, чем Кинг Конг, пойманный и против воли доставленный в Нью-Йорк.

.

__________
1 – Аудитория составила 9,61 млн. человек (9-ое место в сезоне), обеспечив кассовые сборы в размере ¥152 млн.
2 – Чем, между прочим, воспользовались заокеанские продюсеры, выпустившие в США значительно изменённую версию «Годзилла, король чудовищ!» /1956/.
3 – О чём поведает Канэто Синдо в драме «Счастливый дракон №5» /1959/.

Прим.: рецензия публикуется впервые


Версия, демонстрировавшаяся в американском прокате:
Годзилла, король чудовищ! / Godzilla, King of the Monsters! (1956)


 

Материалы о фильме:
Морозов Александр. Катастрофа – и никакого риска // Советский экран. – 1990, № 10. – С. 30-31.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+