Годзилла снова нападает / Gojira no gyakushû (1955)

Годзилла снова нападает / Gojira no gyakushû (1955): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Новое нападение Годзиллы» (вариант перевода названия), «Огненный монстр» / «Fire Monster», «Гигантис» / «Gigantis», «Годзилла снова наносит удар» / «Gojira Strikes Again», «Контратака Годзиллы» / «Gojira’s Counterattack» / «Godzilla’s Counter Attack», «Возвращение Годзиллы» / «The Return of Godzilla» (англоязычные названия), «Монстр из вулкана» / «The Volcano Monster» (США: рекламное название), «Контратака монстров» / «Counterattack of the Monsters» (США), «Гигантис, огненный монстр» / «Gigantis the Fire Monster» (США: ТВ), «Годзилла снова нападает» / «Godzilla Raids Again» (международное англоязычное название).

Япония.

Продолжительность 82 минуты.

Режиссёр Мотоёси Ода.

Автор сценария Сигеаки Хадака, Такэо Мурата по роману Сигэру Каямы.

Композитор Масару Сато.

Оператор Сэити Эндо.

Жанр: фильм действия, драма, фильм ужасов, мелодрама, научная фантастика

Краткое содержание
Пилот Кодзи Кобаяси (Минору Тиаки), работающий на рыболовецкую компанию, совершает внеплановую посадку — и к нему на помощь прибывает коллега, Соити Цукиока (Хироси Коидзуми). Товарищи, нашедшие временное прибежище на небольшом необитаемом острове Ивато, замечают Годзиллу, а также ещё одно чудовище необъятных пропорций. Позже, на собранном в Осаке экстренном совещании, профессор Кёхэй Яманэ-хакасэ (Такаси Симура), поясняет, что это анкилозавр Ангирус. Учёный предлагает принять меры на случай возможного повторного нападения. За неимением идей лучше власти соглашаются.

Также в ролях: Сэцуко Вакаяма (Хидэми Ямадзи, дочь Коэхи), Масао Симидзу (зоолог доктор Тадокоро), Сэйдзиро Оуда (капитан Терасава), Соносукэ Савамура (Синго Сибэки), Ёсио Цутия (Тадзима), Маюри Мокусё (Ясуко Иноуе), Миносукэ Ямада (командир гражданской обороны), в эпизоде Джордж Такей (озв., без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 08.05.2014

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Годзилла снова нападает / Gojira no gyakushû (1955): кадр из фильма
Тёплая встреча

Краткий (приблизительно в полгода) срок между выходом в кинопрокат «Годзиллы» /1954/ и премьерой продолжения фильма замечательно иллюстрирует хватку руководства Toho Company, которое, если уж находило «золотоносную жилу», начинало её эксплуатировать максимально интенсивно, если не сказать – хищнически. Вместе с тем не могу не выразить восхищения профессионализмом японских кинематографистов, сумевших оперативно, пусть опираясь на апробированные методы и частично используя готовые декорации, макеты и костюмы, сотворить столь сложную в постановочном плане картину, которая Голливуду обошлась бы несоизмеримо1 дороже. Как следствие, огромный – немногим меньше, чем у оригинала (8,34 млн. проданных билетов) – зрительский успех имеет вполне самостоятельный характер.

Годзилла снова нападает / Gojira no gyakushû (1955): кадр из фильма
Огнедышащий, аки дракон

Мотоёси Ода, к сожалению, не стал развивать злободневный подтекст, составлявший важную часть предшествовавшей ленты. Об испытании водородной бомбы сообщается вскользь, а разрушитель кислорода, ставший залогом первой победы над Годзиллой, профессор упоминает лишь в связи с тем, что вещества больше не осталось. Доктор Сэридзава, надо полагать, напрасно волновался, опасаясь передавать людям изобретение, обладающее колоссальной деструктивной силой… Скажем больше. Антивоенный (не просто раскрывавший риск, который несёт планете появление и распространение ядерного оружия) пафос, отстаивавшийся Исиро Хондой, по сути, уступил место воспеванию милитаристского – «самурайского» – духа, привычному для японцев. Поневоле закрадывается подозрение, что для съёмок впечатляющего кульминационного эпизода, когда боевые корабли во взаимодействии с бомбардировщиками пытаются перекрыть монстру единственный выход со скалистого острова и… завалить его глыбами, были привлечены лучшие части Морских и Воздушных сил самообороны. Для граждан империи, потерпевшей позорное, хотя и заслуженное, поражение и долго существовавшей в условиях оккупационного режима, это было, что и говорить, важно!..

Годзилла снова нападает / Gojira no gyakushû (1955): кадр из фильма
Победитель определяется

Впрочем, главным достижением создателей «сиквела» является всё же иной аспект. Что есть люди для Годзиллы? Муравьи, копошащиеся в своих городах-муравейниках и не способные себя защитить. Другое дело – ещё один монстр не менее устрашающего вида, почти такой же свирепый и неуязвимый. Схватка встретившихся после многовековой спячки соперников, протекающая на фоне индустриальных объектов Осаки, действительно эффектна. Кто бы сомневался, что японские кинематографисты оценят высокий потенциал идеи, со временем представив сонм причудливых созданий. А решение вывести в качестве нового противника непобедимого чудовища, явно по недомыслию окрещённого за океаном (в версии, адаптированной для местного кинопроката) Гигантисом, самого Кинг Конга – и вовсе оказалось принято на ура.

.

__________
1 – Правда, для Страны Восходящего Солнца производственные затраты, примерно эквивалентные $0,8 млн., являлись внушительными.

Прим.: рецензия публикуется впервые


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+