Голод / The Hunger (1983)
МАСТЕРА
СЬЮЗЕН СЭРЕНДОН
КАКОГО ПОЛА ОДИНОЧКИ
Очень обидно, что и в нынешнем году актриса не получила «Оскара», а ведь, как никогда прежде, они была близка к этой награде. Но на этот раз судьба улыбнулась Джессике Лэнг, хотя роль истеричной жены военного, губящей своим легкомыслием карьеру мужа, не идет ни в какое сравнение с образом Реджи Лаф, который создала Сьюзен Сэрендон в фильме «Клиент». И все же британская киноакадемия отметила эту роль.
Сьюзен не назовешь красивой. Она худа, не пластична, ходит подпрыгивающей походкой. У нее вздернутый нос, не слишком красивый овал лица с уже наметившимся вторым подбородком. Неправдоподобно большие, навыкате глаза. Торчащие уши. Впрочем, копна рыжих кудрей позволяет скрыть этот недостаток. Словом, актриса лишена типично голливудского глеймора и мало соответствует американскому идеалу женской красоты, который в 80-е годы победно олицетворяла пышущая здоровьем, красивая и уверенная в себе Кэтлин Тернер.
Студенткой Вашингтонского католического университета 24-летняя Сьюзен случайно попала на пробы к фильму «Джо» (1970) и получила роль юной наркоманки, которая убежала из дома и погибла вместе с друзьями-хиппи от рук собственного отца и его приятеля. Прокат дал хорошие результаты.
Наверное, потому, что Сэрендон попала в кино случайно, она относилась к актерской профессии с прохладцей, не прикладывая особых усилий для совершенства. Снималась, раз приглашали, подписывала контракты, не читая сценариев. От советов поступить в знаменитую «Актерскую студию» отмахивалась, говоря, что можно учиться и на площадке. В начале карьеры ей посчастливилось сотрудничать со многими известными актерами: Джеком Леммоном («Первая полоса», 1974), Энтони Перкинсом («Любимая Молли», 1975), Робертом Редфордом («Великий Уолдо Пеппер», 1975), Генри Фонда («Большая полицейская облава на дорогах», 1976), Эриком Робертсом («Король цыган», 1976). Все они отдавали должное ее шарму и легкости общения.
Сьюзен оказалась перед камерой не потому, что горела желанием выразить большую идею или стать великой звездой. Так распорядилась судьба. Съемки были работой в меру интересной, в меру рутинной, как деятельность бухгалтера или инженера. Однако околокиношная жизнь ей определенно нравилась. В 1973 году актриса позировала для снимков, которые появились в «Плейбое» под заголовком «Самая красивая грудь лета». Она охотно рассказывала репортерам о своих любовных романах, снискав репутацию достаточно легкомысленной особы. Это и побудило Пола Мазурского ангажировать ветреницу на роль Ареты в «Бурю» (1982).
«Арета – раскрепощенная женщина. Она дает свой ключ каждому, кого пожелает, и в этом
134
очень похожа на Сьюзен. Ведь ей достаточно взглянуть на кого-нибудь, чтобы тотчас завести роман», – отмечал режиссер.
Впрочем, роль Ареты была скорее исключением. а чаще всего исполнительнице приходилось изображать наивных инженю с нескладной, угловатой фигурой. Критик Полин Кейл, известная суровой категоричностью оценок, как-то воскликнула с возмущением: «Сэрендон – одна из немногих актрис, которые умудряются выглядеть нелепо в любой роли». Единственным фильмом той поры, принесшим ей одобрение, стал «Киносеанс рок-ужаса» (1975), высмеивающий целую обойму популярных жанров коммерческого кино. В нем впервые проявился тонкий комедийный талант Сэрендон, создавшей изящную пародию на образ вечной девственницы, а в какой-то мере и на собственные роли.
В 1977 году Сьюзен снялась в «Другой стороне полуночи» – знойной мелодраме, рассказывающей о страстной любви француженки Ноэль к американскому летчику Дугласу. Чтобы привязать к себе американца, Ноэль не останавливается перед убийством его жены Кэтти (Сэрендон), однако той удается спастись. В Америке этот фильм прошел почти незамеченным, но во Франции имел большой успех. Там на Сьюзен обратил внимание режиссер Луи Маль. Он только что подписал контракт с продюсером и искал актеров для своего первого заокеанского фильма «Прелестный ребенок» (1977), действие которого разворачивается в нью-орлеанском борделе. Сьюзен досталась роль проститутки, матери маленькой девочки, выросшей в специфической атмосфере продажной любви.
Маль был очарован Сьюзен как женщиной и актрисой и свою следующую картину «Атлантик-сити» (1980) уже создал в расчете на индивидуальность Сэрендон. Она играет Сэлли Мэтьюз, наивную, мечтательную официантку из рыбного бара, вечно куда-то бегущую на своих тонких, подкашивающихся ногах и все равно всюду опаздывающую. Сэлли стыдится своей работы и мечтает уехать в Европу, чтобы стать крупье в казино Монте-Карло. Но безжалостная реальность постоянно наносит удары: смерть мужа, преследование гангстеров, изгнание из школы крупье. Несчастья обрушиваются на нее одно за другим, но она упрямо стремится вперед, стиснув маленькие кулачки. В этом фильме Сэрендон как-то внезапно повзрослела, обрела шарм привлекательной женщины.
Лентой «Атлантик-сити» завершилось целое десятилетие в творческой биографии актрисы. Впервые она была выдвинута на соискание «Оскара». Привыкшая к разгромным рецензиям Сэрендон вдруг ощутила интерес к своему творчеству: «Я всегда чувствовала себя статисткой и вот, наконец, мне удалось продвинуться к рампе», – призналась она.
Встреча с французским режиссером изменила жизнь Сьюзен. Три года длился их любовный и творческий союз, однако в жены Маль выбрал актрису Кендис Берген. До встречи с Малем Сьюзен казалась девушкой-переростком, чему немало способствовал наивный взгляд широко распахнутых глаз. Теперь у нее появились свой стиль и особая привлекательность. Не случайно именно Сьюзен Сэрендон была выбрана в качестве партнерши знаменитой красавицы Катрин Денев для «Голода» (1983). Актрисы создали необычный дуэт, причем холодность француженки выгодно подчеркивает теплоту, мягкость, непосредственность и восприимчивость американки. Сэрендон похожа на чувствительный локатор, ловящий звуки таинственного мира. Даже оттопыренные ушки, придающие ей сходство с летучей мышью, прекрасно играют на раскрытие образа вампирши.
«Голод» окончательно закрепил за Сэрендон репутацию фривольно-смелой звезды. Так что, когда австралийский режиссер Джордж Миллер взялся за «Иствикских ведьм» (1987), он не сомневался, что одну из них должна сыграть Сэрендон. По сюжету в маленьком провинциальном городке появляется дьявол и совращает трех одиноких женщин. Проходит немного времени, и новоявленные ведьмы с помощью черной магии избавляются от своего не в меру ретивого любовника, а потом производят на свет трех очаровательных дьяволят. Сьюзен играет учительницу музыки Луизу, унылую даму в мешковатом балахоне и круглых очках в металлической оправе. Но вот приходит Князь тьмы – и героиня превращается в роскошную рыжекудрую красавицу, без стыда выставляющую напоказ свои прелести. В этой роли Сэрендон демонстрирует столько юмора, изящества и грации, что затмевает снимавшихся с ней Шер и Пфайфер и показывает себя достойной партнершей Джека Николсона, блеснувшего в роли нечистого.
И все же, все же… «Голод» и «Иствикские ведьмы» – это смелый прорыв в область кинематографа, не слишком близкого Сьюзен. Куда чаще ей приходилось играть неудачниц, обделенных судьбой. Незадачливая дикторша телевидения, чей возлюбленный бросает ее ради другой женщины («Любовные пары», 1980); стенографистка, в одиночку воспитывающая сына и мечтающая избавиться от опеки матери («По-приятельски», 1984); спившаяся официантка из придорожной забегаловки («Белый дворец», 1990).
Хотя ей чаще всего довелось играть одиночек, но это вовсе не бесполые существа. Ни одной актрисе не приходилось столько раз исполнять роли официанток. Для американского кино это не просто профессия — это социальный статус одинокой женщины, не имеющей перспектив на будущее. Практически ни одну героиню Сэрендон невозможно представить счастливой матерью, сидящей во главе стола (исключение составляет лишь ее роль в «Маленьких женщинах», 1994). Особенно красноречива судьба Норы Бейкер из мелодрамы «Белый дворец». Муж исчез в неизвестном направлении, семнадцатилетний сын умер от наркотиков и алкоголизма, жизнь проходит среди казенного уюта меблированных комнат. Подвыпившая Нора повисает на молодом человеке, всеми силами стараясь привязать его к себе. И он не может устоять перед чарами этой женщины, чья чувственность одерживает верх над его мелкобуржуазными комплексами.
Вершиной в разработке образа неприкаянной одиночки стала картина «Тельма и Луиза» (1991) Р.Скотта, где Сьюзен вновь пришлось сыграть официантку Луизу. Две подруги отправляются на уик-энд в горы. По пути они за-
136
ворачивают в ресторан. Подвыпившая Тельма знакомится с одним из завсегдатаев, и тот пытается ее изнасиловать. Луиза пристреливает негодяя. Скрывшись с места преступления, они направляются в Мексику, по дороге грабят магазин, обезоруживают полицейского, сжигают автофургон преследующего их шофера. Целый отряд бросается на захват опасных преступниц. Взятые в кольцо женщины выбирают смерть. С высокой скалы их автомобиль устремляется на дно Большого Каньона.
Есть роли, становящиеся неотделимыми от личности их исполнительниц. Трудно сказать, кто из современных актрис мог бы с такой яростной одержимостью раскрыть цельность натуры Луизы, предпочетшей смерть унылому прозябанию за тюремной решеткой.
В очередной раз Сьюзен Сэрендон была выдвинута на «Оскара», но в 1992 году дождь наград пролился на «Молчание ягнят», в том числе на актрису Джоди Фостер. Это, однако, не поколебало внутреннего удовлетворения актрисы своей работой. Помимо фурора, вызванного «Тельмой и Луизой», у нее был ряд и других интересных работ – «Компрометирующие позы» (1985), «Чутко спящий» (1992), «Масло для Лоренцо» (1992), принесшая Сьюзен третью номинацию на «Оскара». Но только в фильме «Клиент» (1994) вновь, как в «Тельме и Луизе», поразительно совпал экранный образ с личностью исполнительницы.
Адвокат Реджи Лаф пила, принимала наркотики, за что была лишена родительских прав. Сейчас живет с матерью, страстно желая забыть о прошлом, но оно постоянно напоминает о себе детскими вещичками. Реджи не скатилась в пропасть, не превратилась в шлюху. В этой худенькой женщине с нервными порывистыми движениями и немолодым лицом, на котором лихорадочно горят огромные карие глаза, ощущается необыкновенная жизненная сила, которая помогла ей восстать из пепла и начать жизнь сначала. Вся несгибаемость духа Реджи обнаружилась, когда ее клиентом стал подросток Марк, попавший в беду. С одной стороны, его преследует мафия, с другой -полицейские чиновники, стремящиеся любой ценой вырвать свидетельские показания. Реджи бросается на защиту Марка, как если бы он был ее собственным ребенком, не гнушается мелким шантажом, когда видит, что чиновники ведут нечестную игру, и проявляет чудеса храбрости, вместе с Марком найдя полуразложившийся труп, из-за которого и заварилась вся эта каша.
Принципиальная важность этого фильма для типологии ее героинь состоит в том, что они сумели найти опору в самих себе. К сожалению, гуманистический потенциал образа не был замечен комиссией по присуждению «Оскаров», и несмотря на несколько удачных ярких ролей, Сьюзен Сэрендон остается недооцененной актрисой. Любопытно, что свои лучшие роли она создала под руководством иностранных режиссеров: англичанина Джима Шармана («Сеанс ужасов Роки»), француза Луи Маля («Прелестный ребенок», «Атлантик-сити»), англичан Тони Скопа («Голод») и Ридли Скопа («Тельма и Луиза»), австралийца Джорджа Миллера («Иствикские ведьмы»). Английский драматург и режиссер Фрэнк Пирсон, хорошо знающий актрису, сделал очень меткое наблюдение о природе ее таланта: «Я бы назвал Сьюзен Сэрендон актрисой-хамелеоном, настолько виртуозно воплощается она в каждый образ. Потому она никогда не станет звездой, на которую публика могла бы проецировать свои желания и фантазии».
А вот что говорит сама исполнительница: «Существуют два типа актеров. Первые стремятся создать характер. Другие от роли к роли все больше ориентируются на рынок. Им нельзя менять вес, носить неподходящие тряпки. Некоторые из них усвоили со школы, что они принадлежат публике. Другими словами, они позволяют помыкать собой, а я – нет».
В этом высказывании Сьюзен Сэрендон – ключ к пониманию ее творческой судьбы. Независимость для нее дороже «Оскара». Она предпочитает быть актрисой, а не звездой. Независимость присуща Сьюзен и в жизни. После развода со своим первым мужем Крисом Сэрендоном она больше не выходила замуж. Двоих детей, прижитых от разных отцов, вырастила самостоятельно. Последние 5 лет живет с Тимом Роббинсом. И хотя у них большая разница в возрасте, они прекрасно ладят друг с другом.
Рена КРАСНОВА
137
Добавить комментарий