Голодные игры / The Hunger Games (2012)

Голодные игры / The Hunger Games (2012): постерПолнометражный фильм.

США.

Продолжительность 142 минуты.

Режиссёр Гэри Росс.

Авторы сценария Гэри Росс, Сьюзен Коллинз, Билли Кэй по роману Сьюзен Коллинз.

Композитор Джеймс Ньютон Ховард.

Оператор Том Стерн.

Жанр: приключенческий фильм, научная фантастика, триллер

Краткое содержание
В наказание за былые восстания черни и ради развлечения толп в государстве Панем ежегодно проводятся Голодные игры — транслируемые по телевидению состязания, для участия в которых из каждого района выбирается по парню и девушке и по завершении которых должен остаться в живых только один трибут. В Дистрикте 12 жребий падает на Пита Мелларка (Джош Хатчерсон), а Кэтнис Эвердин (Дженнифер Лоуренс) вызывается добровольно, заняв место младшей сестры Праймоуз (Уиллоу Шилдс). Подготовить их к испытаниям предстоит Хэймитчу Эбернэти (Вуди Харрельсон), победителю игр в прошлом.

Также в ролях: Лиам Хемсворт (Гэйл Хоторн), Элизабет Бэнкс (Эффи Тринкет), Лени Кравитц (Синна), Стэнли Туччи (Цезарь Фликерман), Дональд Сазерленд (Президент Кориолан Сноу), Уэс Бентли (Сенека Крейн), Тоби Джонс (Клавдий Темплсмит), Александр Людвиг (Катон), Изабель Фурман (Клоув), Амандла Стенберг (Рю).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 08.06.2014

Авторская оценка 4/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Голодные игры / The Hunger Games (2012): кадр из фильма
Беспомощен? Слабохарактерен?..

Смутно помню первое впечатление от увиденного в кинотеатре рекламного ролика «Голодных игр», уже заронившего в душу сомнение в том, что, вопреки торжественно заявляемым претензиям, авторам удастся предложить вниманию зрителей умную или хотя бы – зрелищную антиутопию. Тогда я ещё не знал, что «независимая» (впрочем, такими темпами она скоро пробьётся в «мейджоры»!) кинокомпания Lionsgate сделала практически беспроигрышную ставку1, приобретя права на экранизацию одноимённого романа Сьюзен Коллинз, опубликованного в сентябре 2008-го. За год с небольшим книга стала в США бестселлером (800 тысяч экземпляров реализовано в печатном формате и ещё порядка миллиона – в электронном) и заинтересовала издательства из 38 стран. Не менее показательно, что и литературные критики, и собратья Сьюзен по перу, включая легендарного Стивена Кинга, выступили с исключительно благожелательными отзывами. Но ведь в России сочинение Коллинз особого резонанса не вызвало, и мы можем оценить фильм непредвзято. Оценить – и отметить подозрительные переклички с адаптациями других произведений: «Десятой жертвой» /1965/ и «Ценой риска» /1983/, по Роберту Шекли; «Бегущим человеком» /1987/, по тому же Кингу (под псевдонимом Ричард Бахман); «Королевской битвой» /2000/, по Коусуну Таками. Оценить и… воочию убедиться, что киноверсия едва ли пополнит когорту выдающихся образчиков жанра. Почему?

Голодные игры / The Hunger Games (2012): кадр из фильма
Рвётся к победе!

Начнём с общих соображений. Причины, развитие и последствия катаклизмов, ввергнувших общество в столь странное состояние, остаются за кадром – но… Сообщается, например, что уровень биотехнологий позволил вывести генетически модифицированные виды плёч-убийц и соек-пересмешниц, подражающих человеческому свисту, – но почему-то не генетически модифицированные овощи и злаки, которые бы решили продовольственную проблему и сняли социальное напряжение. А это, заметим, куда проще, чем управлять стихиями и сменой времени суток в лесу, где разворачивается бойня, или напускать на трибутов кровожадных чудовищ, дистанционно создаваемых буквально из ничего. Да и в целом кинематографисты тщательно избегают любой детализации картины грядущего, почти не освещая практикуемые в Панеме принципы государственного управления – сосредотачивая внимание исключительно на эффектных моментах: торжественной церемонии Жатвы, триумфальном шествии участников, шумных телешоу, тренировках на полигоне. Мы должны, по сути, на слово поверить в несправедливость режима – примерно как на Западе свято веруют в навязываемые журналистами представления о странах так называемой «оси зла». Ироничные комментарии Гэйла, мрачные, точно ночной кошмар, воспоминания Кэтнис о пережитом унижении, наконец, обрывочные фрагменты хроник бунта в Дистрикте 11 (между прочим, снятые Стивеном Содербергом, не побрезговавшим исполнить обязанности режиссёра второй группы) совершенно не складываются в цельную и непротиворечивую картину. Даже «глубокомысленные» рассуждения президента о том, что Голодные игры нужны для того, чтобы – в противовес массовым казням за неповиновение – даровать толпе неудачников надежду, звучат малоубедительно. Для чего римские императоры претворяли в жизнь принцип «Panem et Circenses» (‘хлеба и зрелищ’), было понятно всем – какие цели преследуют их эпигоны из выдуманного будущего, не интересует, похоже, и самих создателей ленты…

Голодные игры / The Hunger Games (2012): кадр из фильма
И побеждает!

Впрочем, это лишь полбеды. Хуже, что, проскучав первую половину повествования, изрядно разочаровываешься, лицезря «захватывающе» противостояние Кэтнисс конкурентам. Схватка сводится к веренице несчастных случаев, в которые оппоненты девушки вовлекаются (большей частью – по собственной неосмотрительности), в то время как ей самой несказанно везёт. Везёт раз за разом остаться в живых, если и запачкав руки в крови соперников, то исключительно – в рамках самообороны. Комментарии «экспертов» в прямом эфире, как водится, расставляют все точки на «i», доказывая, что на фоне таких интеллектуалов и эксцентричный Хэймитч2 покажется неглупым человеком… Можно и дальше перечислять ляпы и логические нестыковки, но причина триумфа в общем-то ясна, как Божий день. Достаточно полюбоваться пару секунд Дженнифер Лоуренс, изображающей (в полном соответствии с замыслом писательницы) футуристического Тесея с непременным луком в руках и по-детски упрямо не желающей подчиняться диктату властей, чтобы удостовериться: авторы прозорливо угадали сокровенные чаяния основной категории посетителей кинотеатров – естественно, тинэйджеров. Какой смысл обращаться к серьёзным научно-фантастическим кинопроизведениям, в острой форме затрагивающим ключевые проблемы современности, если публика удовлетворится суррогатом антиутопии, в котором сохранены её привычные атрибуты, но выхолощена суть?.. Кому нужны разъярённый «зелёный берет» Джон Рэмбо или отставной коммандос Джон Мэтрикс, если достаточно вообразить, как аналогичные трудности играючи преодолевает честная девочка-подросток?.. Вот только у всех прочих возникает встречный вопрос: а стоит ли тратить два с лишним часа на блеклые фантазии?!

.

__________
1 – Уже предварительные (за 4 недели до премьеры) продажи билетов побили рекорды, а общие кассовые сборы составили – при затратах $78 млн. – $691,2 млн.
2 – Вуди Харрельсон – единственный, кто пытается хотя бы имитировать актёрскую игру.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с несущественными дополнениями)


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+