Голос Луны / La voce della luna (1990)
Другое название: «Голос Луны» / «La voce della luna» (Франция) / «The Voice of the Moon» (англоязычное название).
Италия, Франция.
Продолжительность 122 минуты.
Режиссёр Федерико Феллини.
Авторы сценария Эрманно Каваззони, Федерико Феллини, Туллио Пинелли по роману Эрманно Каваззони.
Композитор Николо Пьовани.
Оператор Тонино Дели Колли.
Жанр: приключенческий фильм, комедия, драма
Краткое содержание
Лунатик Иво Сальвини (Роберто Бениньи), накануне выписанный из психиатрической клиники, скитается по живописным местам, попадая в курьёзные, иногда абсурдные ситуации. Он пытается покорить сердце красавицы Альдины Ферруцци (Надя Оттавиани), встречается с братьями Мичелуцци (Доминик Шевалье, Найджел Харрис и Вито), вынашивающими грандиозный план поймать Селену, наконец, знакомится с Гоннеллой (Паоло Вилладжо) — бывшим префектом, отправленным в отставку в связи с душевным расстройством. Что поделаешь, голос Луны завораживает!
Также в ролях: Мариза Томази (Мариза), Анджело Орландо (Несторе), Сим (флейтист).
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 05.02.2013
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Фильм, волею судьбы оказавшийся последним в творчестве Федерико Феллини, даже по его меркам поражает, скажем так, исключительно вольным обращением с канонами классической драматургии. Маэстро практически с первых постановок уделял куда большее внимание не рассказываемой истории как таковой, а сопутствующей атмосфере, мимолётному настроению, мелким житейским подробностям. В «Голосе Луны» тенденция достигла апогея! Зритель с ходу, безо всякого предупреждения, погружается в мир Иво – истинного лунатика, торжественно внемлющего шёпоту колодцев (невзирая на предупреждения мудрого знакомого, что ничего хорошего «эти коварные создания» не скажут), сохнущего, почти как Дон-Кихот по Дульсинее Тобосской, по соблазнительной Альдине, предающегося воспоминаниям из детства. Как-то неловко задаваться вопросами, какую цель преследует скиталец – и вообще, где заканчивается подлинная действительность и начинаются его фантазии. Но если ненадолго освободить разум от привычных (на поверку – обывательских) рационалистических представлений, открывается целая Вселенная, необъятная и неописуемо красивая.
Приглашение1 на главные роли популярных комиков не кажется уступкой запросам широкой публики, хотя это действительно способствовало привлечению интереса к фильму, попавшему2 по итогам сезона в число коммерческих лидеров. Причём если Роберто Бениньи предстаёт в знакомом обличии, воспринимаясь, быть может, чуточку более восторженным и чудаковатым, то в вилладжовском Гоннелле – не узнать прежних персонажей вроде Фантоцци или Фраккии. Интеллигентный отставной префект, считающий себя непризнанным поэтом и провидцем, всюду выискивая тайные заговоры, справедливо обнаруживает родственную душу в добром и наивном Иво, не устающем цитировать романтичные стихотворения Джакомо Леопарди. Странные, не от мира сего друзья, позаимствованные кинематографистами из романа Эрманно Каваззони «Поэма о лунатиках» /1987/, становятся идеальными наблюдателями за хаотичной, стремительно меняющейся реальностью. Синьор Федерико, не в пример многим маститым коллегам, подводившим итоги в «седьмом искусстве», не ударяется ни в пессимизм, ни в скепсис, ни, тем более, в тотальное отрицание всего нового. Пронзительные ностальгические нотки и излюбленные до навязчивости (почти как для Сальвини!) мотивы, дорогие сердцу любого феллиниста, органично сочетаются с метким, слегка насмешливым описанием современных нравов. Тандем принимается в свой круг даже участниками молодёжной дискотеки, отплясывающими, точно в трансе, под композицию поп-идола Майкла Джексона, но вмиг одухотворяющимися, стоит Гоннелле пригласить даму на танец под неожиданно начинающий звучать вальс Иоганна Штрауса. И они уж никак не считают себя, в пику Остапу Бендеру, чужими на этом празднике жизни, приобретающем откровенно озорную форму на ежегодном торжестве клёцок. Режиссёр не устаёт высмеивать тщету человеческих амбиций, воспеваемых вездесущими mass media. Это ж надо придумать – поймать Луну, обеспечив журналистов сенсацией сенсаций!.. Сам же Сальвини произносит заветные, выстраданные за годы блужданий слова («…если б мы все немного помолчали, могли бы что-то понять») едва слышно, и не надеясь, наверно, что кто-то прислушается к его откровению.
.
__________
1 – Не первое для Федерико, сотрудничавшего и с Альберто Сорди, и с Чиччо Инграссиа (в «Амаркорде» /1973/).
2 – С посещаемостью 733,7 тысяч человек, хотя и бюджет оказался внушительным – порядка 15 млрд. лир.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Видеоклуб // Ровесник. – 1990, № 11. – С. 32.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий